Крупнейшими в России независимыми виртуальными операторами остаются банковские MVNO. По итогам 2021 г. их совокупная выручка превысила 6,3 млрд руб. При этом три банковских виртуальных оператора из четырех ("Тинькофф Мобайл", "ВТБ Мобайл" и "Газпромбанк Мобайл") закончили 2021 г. с чистым убытком. Единственный прибыльный MVNO среди банков - "СберМобайл" за прошлый год смог нарастить выручку всего на 12%, тогда как тройка конкурентов увеличила этот показатель на 60, 88 и 20 тыс. процентов соответственно.
Ирина
Приборкина
© ComNews
27.04.2022

Компания ComNews Research изучила финансовые результаты российских MVNO по итогам 2021 г. Как выяснилось, крупнейшим банковским MVNO в России является ООО "Тинькофф Мобайл": его выручка в 2021 г. составила 3,5 млрд руб., против 2,2 млрд руб. в 2020 г. При этом в 2021 г. "Тинькофф Мобайл" показал чистый убыток в размере 199,7 млн руб.

Вторым банковским MVNO по величине выручки стал "СберМобайл" (под этим брендом работает ООО "Сбербанк-Телеком"): в прошлом году этот показатель составил 2,5 млрд руб., а в 2020 г. - 2,24 млрд руб. Чистая прибыль "СберМобайла" по результатам 2021 г. достигла без малого 107,8 млн руб.

Третью строчку рейтинга банковских MVNO в России заняло ООО "ВТБ Мобайл" с выручкой в 2021 г. в размере 269,5 млн руб. (по сравнению со 143,5 млн руб. в 2020 г.). Чистый убыток "ВТБ Мобайл" в 2021 г. превысил 12,4 млн руб., зато рост выручки составил 87,8%.

На четвертой строчке оказался "Газпромбанк Мобайл": выручка работающего под этой маркой ООО "Новые мобильные коммуникации" в 2021 г. едва превысила 32,5 млн рублей. Однако "Газпромбанк Мобайл" стартовал позже всех прямых конкурентов - в декабре 2020 г., поэтому бухгалтерски компания показала за прошлый год космический рост выручки - на 20768% (в 2020 г. она заработала всего 156 тыс. руб.). Чистый убыток "Газпромбанк Мобайла" в 2021 г. превысил 165 млн руб.

Минимальные пакетные тарифы у банковских MVNO выглядят так: "Тинькофф Мобайл" - 547 руб. в месяц (или 447 руб. с картой Тинькофф Банка): за это можно получить 200 минут голосовой связи и 5 Гб мобильного интернета; "СберМобайл" - 460 руб. в месяц: 350 минут и 7 Гб; "Газпромбанк Мобайл" - 250 руб. в месяц (или 75 руб. для клиентов Газпромбанка): 250 мин, 5 Гб и 50 SMS; "ВТБ Мобайл" - 250 руб. в месяц: 200 мин, 3 Гб и 50 SMS. Если предположить, что усредненный ARPU в сетях банковских MVNO составляет 400 руб. в месяц, то эти четыре компании к началу 2022 г. сообща обслуживали около 1,13 млн абонентов. Крупнейший по абонентской базе сетевой оператор в РФ - МТС - по итогам последнего отчетного квартала (III квартал 2021 г.) зафиксировал 79,7 млн подписчиков. Иными словами, четверка банковских MVNO общими усилиями смогла привлечь 1,4% от количества мобильных пользователей МТС.

Однако остальные независимые виртуальные сотовые операторы в России чувствуют себя намного хуже. За последние несколько лет в РФ закрылось немалое количество MVNO, среди которых - "Атлас", "Связной Мобайл", Danycom, Easy4 (ООО ТД "Изи4"), в сентябре 2019 г. MVNO-проект прекратил "ЭР-Телеком Холдинг".

Среди независимых MVNO, которые не предоставляют иных услуг связи, кроме мобильных, - стартовавший в 2018 г. и ориентированный на трудовых мигрантов из стран СНГ оператор Sim Sim и ориентированный на премиальный сегмент Next Mobile (обе марки находятся в собственности ООО "СИМ Телеком"). В 2021 г. ООО "СИМ Телеком" показало выручку чуть более 29 млн руб., что на 13,5% меньше 2020 г. При этом чистый убыток "СИМ Телеком" за 2021 г. превышает 144 млн руб.

В середине 2018 г. в России начал работать международный виртуальный оператор LycaMobile. Он действует в 24 странах (Австралии, Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Гонконге, Ирландии, Италии, Камеруне, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, России, Швеции, Швейцарии, Тунисе, Украине, Южной Африке, Уганде, Великобритании и США) и обслуживает свыше 16 млн абонентов. Выручка его российской "дочки" - ООО "Лайкамобайл" - в 2021 г. составила почти 33,2 млн руб., что на 8,2% больше показателей 2020 г. При этом чистый убыток "Лайкамобайл" в 2021 г. превысил 139,9 млн руб.

В декабре 2020 г. стартовал виртуальный оператор Eagle Mobile, связанный с бойцом UFC Хабибом Нурмагомедовым.

https://www.comnews.ru/content/211909/2020-12-01/2020-w49/khabib-mvno-nurmagomedov

Участие Хабиба в проекте было оформлено через 25%-ную долю в ООО "Первый мобильный", а 50% ее уставного капитала владело ООО "ТВЕ-Телеком", имеющее MVNO-лицензию. Однако в сентябре 2021 г. "ТВЕ-Телеком" вышел из капитала ООО "Первый мобильный", а 22 декабря 2021 г. ООО "ТВЕ-Телеком" полностью перешло под контроль "Tele2 Россия": 95% его долей оказалось у ООО "Т2 Мобайл", а 5% - у АО "Tele2 Санкт-Петербург". Таким образом, Eagle Mobile из независимого игрока превратился в карманного сотового MVNO Tele2. Правда, в 2021 г. ООО "ТВЕ-Телеком" показало падение выручки на 11,5%, до 439 млн руб. (в 2020 г. этот показатель составил 496 млн руб.). При этом чистая прибыть Eagle Mobile по итогам 2021 г. достигла без малого 155 млн руб.

Крупнейшим MVNO в России остается Yota (ООО "Скартел"), однако эта компания также подконтрольна сетевому оператору - "МегаФону" (в его собственности 92% долей ООО "Скартел"). Поэтому де-факто Yota - это выведенные в отдельное юрлицо тарифные планы "МегаФона". В 2021 г. Yota показала выручку в размере 36,8 млрд руб. И хотя это на 5,5% меньше, чем годом ранее (в 2020 г. выручка ООО "Скартел" превысила 38,9 млрд руб.), чистая прибыль Yota в 2021 г. составила почти 5,5 млрд руб.

Созданное в 2018 г. ООО "Спартак Мобайл" в апреле 2019 г. сменило название на ООО "Спорт Мобайл". Однако этот проект недавно закрылся, сайт компании недоступен, как и ее мобильное приложение в AppStore и Google Play. При этом за 2021 г. "Спартак Мобайл" показал выручку 134,98 млн руб. и даже чистую прибыль в размере 14,3 млн руб. К слову, первопроходец среди российских футбольных MVNO - "Зенит Мобайл", который петербургский футбольный клуб организовал в декабре 2009 г. в партнерстве с МТС, тихо прикрылся осенью 2012 г.

Некоторые телекоммуникационные компании, предоставлявшие услуги фиксированной связи, попробовали себя и в роли MVNO, но отказались от этой затеи. Среди них - петербургский провайдер SkyNet (ООО "СкайНэт") и московское АО "СанСим" (хотя MVNO-лицензии у обеих компаний еще действуют).

В ноябре 2021 г. лицензию MVNO получила "дочка" АО "Воентелеком" - ООО "ВТК-Мобайл". По итогам 2021 г. эта компания не показала выручку, а лишь управленческие расходы на 2,5 млн руб. и полученный кредит на сумму 15 млн руб. При этом на сайте "ВТК-Мобайл" значатся четыре тарифа (от 350 руб. до 1900 руб. в месяц), доступные по всей России, кроме Республики Крым и Севастополя.

В общей сложности, по данным Роскомнадзора, в России действует 98 лицензий на "услуги подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей". Путем их изучения ComNews Research выяснил, что они выданы 78 уникальным юрлицам. Самую "свежую" из них 25 марта 2022 г. получило ФГУП "Главный научно-исследовательский вычислительный центр" Управления делами президента Российской Федерации.

Основатель и генеральный директор группы компаний MCN Telecom Александр Мельников рассказал, что, к большому удивлению, 2021 г. завершился для компании позитивнее, чем год предыдущий. MCN Telecom в России по итогам 12 месяцев показывает рост выручки на 16%, а абонентской базы B2B-клиентов - на 6%. Если анализировать финансовые показатели по отдельным услугам, то заметен рост по услугам ВАТС в среднем на 30%, сервисам телефонии - на 34%. "Кроме того, такие относительно новые услуги, как FMС (Fixed Mobile Convergence) - решение, позволяющее объединять мобильную и фиксированную связь в одну корпоративную сеть с единым планом внутренней нумерации, а также "Голосовые роботы", помогающие автоматизировать бизнес-процессы компаний-клиентов, также демонстрируют уверенный рост по выручке в сравнении с 2020 г., на 47% и 92% соответственно. Одна из целей, которую мы ставили с момента начала пандемии, - увеличение ARPU среди корпоративных клиентов было достигнуто: средний чек B2B абонента вырос с 3700 руб. в месяц до 4400 руб. в месяц", - отметил Александр Мельников.

"В части развития инфраструктуры, количество регионов, включенных в "домашний регион" сети MVNO MCN Telecom, по итогам 2021 г., увеличилось в два раза. На сегодняшний момент корпоративные и частные клиенты MCN Telecom могут подключить услуги мобильной связи по "домашним" расценкам в 43 регионах России", - сказал основатель MCN Telecom.

Касательно прогнозов развития MVNO-рынка в 2022 г. Александр Мельников ответил, что в текущей ситуации неопределенности в компании не готовы предоставить какие-либо прогнозы по развитию рынка MVNO и телекоммуникаций в целом на 2022 г.

Новости из связанных рубрик