Новости / май 2022
Инфраструктура для электромобилей строится по плану

Замедление рынка никак не повлияло на развитие инфраструктуры зарядных станций для электромобилей. Бюджет на строительство зарядных станций по всей России составляет 8 млрд руб. на период до 2024 г., в том числе 1,4 млрд уже в текущем году.
© ComNews
24.05.2022

В пресс-центре МИА "Россия сегодня" прошел круглый стол "Развитие электромобильности: Этап II", посвященный перспективам рынка электромобилей в России. Как отметил модератор мероприятия, ведущий программ радиостанции "Коммерсантъ ФМ" Марат Кашин, в России электромобили, несмотря на быстрый рост их продаж, составляют ничтожную долю автопарка, измеряемую долями процента, тогда как в развитых странах на них приходится около 5% от общего числа продаж. Тем не менее правительственная Концепция развития электротранспорта, принятая в 2021 г. и рассчитанная до 2030 г., предусматривает довести долю электромобилей до 10%.

Более подробно детали данной Концепции изложил начальник отдела развития машиностроения, легкой и химической промышленности Министерства экономического развития Российской Федерации Рустам Абдульмамбетов. Данный документ предусматривает целый комплекс мер, направленных на развитие как производственной базы для строительства электромобилей и основных их элементов, в частности аккумуляторных батарей, так и инфраструктуры зарядных станций, а также меры по стимулированию спроса. При этом только на строительство зарядных станций выделено финансирование в размере более 8 млрд руб. до 2024 г., в том числе 1,4 млрд уже в этом году. К лету-осени текущего года начнется серийное производство нескольких моделей российских электромобилей, как легковых, так и коммерческих. Планируется постепенное увеличение локализации сборки и замещение зарубежных платформ. Через три года должны появиться российские батареи, на которые приходится почти треть стоимости готового электромобиля.

При этом спрос продолжает расти. Если в начале 2021 г. в России эксплуатировалось около 8000 электромобилей, то на начало мая 2022 г. уже около 20 тыс. Как уточнил генеральный директор агентства "Автостат" Сергей Целиков, из этого количества около 17 тыс. представляют собой легковые электромобили, 1000 составляет парк электробусов, оставшиеся 2000 - легкий коммерческий транспорт. Основная часть электромобилей сосредоточена в Москве и на Дальнем Востоке. При этом в Москве преобладают довольно дорогие модели, которые покупают энтузиасты, причем это не единственное транспортное средство. На Дальнем Востоке же ситуация отличается. Там электромобили конкурируют с традиционными авто с ДВС, и они довольно популярны у таксистов.

До 2021 г., как отметил Сергей Целиков, рынок электромобилей развивался очень динамично и продажи каждый год удваивались. В текущем году все изменилось в худшую сторону вследствие введения пошлин на подержанные транспортные средства, ввезенные из-за рубежа, что привело к кратному снижению. С конца февраля производство и официальный импорт просто прекратились, а параллельный импорт так и не заработал.

Исполнительный директор компании Sitronics Electro Андрей Гурленов напомнил, что российские производители в 2022 г. выпустят не менее 5000 электромобилей. Это позволит хотя бы частично заполнить вакуум на рынке. Уже выпускает коммерческие электромобили группа ГАЗ, при этом Андрей Гурленов особо отметил, что этот производитель использует российский зарядный контроллер. К осени начнет серийный выпуск грузовичков "Электромобили Мануфэкчуринг Рус". Динамики рынку должно придать появление российского производства батарей. В итоге планы, заложенные в Концепцию развития электротранспорта, вполне реализуемы. Что касается развития инфраструктуры зарядных станций, то она уже построена на основных федеральных трассах. Как отметила руководитель проекта "Энергия Москвы" Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Александра Шумская, сеть зарядных станций, построенная Дептрансом, уже включает 96 устройств, а до конца года их количество вырастет до 250. В основном они устанавливаются на парковках. Серьезным драйвером развития сети зарядных станций стало устранение ряда регуляторных препятствий, в частности, снятие запрета на установку зарядных станций в жилых домах.

Также идет интенсивная работа над автопилотами. Как отметил Андрей Гурленов, первыми такие средства получат электробусы. Это обусловлено решением проблем безопасности на пассажирском транспорте.

Президент компании Sitronics Group Николай Пожидаев обратил внимание на важность строительства инфраструктуры. Иначе усиливается такая распространенная болезнь роста, как "проблема курицы и яйца", когда недостаточное развитие обоих компонентов единого рынка тормозит общее развитие всей индустрии. Иначе есть риск безнадежно отстать в идущем сейчас энергопеределе, когда ведущие страны и компании уже наметили на обозримую перспективу полный отказ от использования двигателей внутреннего сгорания.

При этом в развитии зарядных станций одним из ключевых компонентов является ПО. Как отметил Николай Пожидаев, оно было создано Sitronics с нуля и долго отлаживалось. Он отметил, что его компания не является монополистом на рынке, при этом для некоторых игроков создание ПО для зарядных станций является основным бизнесом. Эта конкуренция позволила создать качественный продукт, который как минимум не уступает зарубежному. И эту конкуренцию, как подчеркнул Николай Пожидаев, необходимо сохранять. Единый оператор на этом рынке не нужен, хотя единый технический стандарт был бы полезен. Пока же разные производители используют разные разъемы.

И только после построения базовой инфраструктуры зарядных станций можно говорить о создании рынка электромобилей. Тут, по мнению Николая Пожидаева, необходимы массовые модели по разумным ценам. Возможен также запуск различных программ субсидирования. Ведь электромобиль за счет простоты конструкции будет дешевле в эксплуатации и обслуживании, чем традиционный, что резко повысит привлекательность электротранспорта для потребителей.

Директор по стратегии и цифровым технологиям группы ГАЗ Алексей Лихачев рассказал об опыте реального производства коммерческих электромобилей с 2020 г. Пока группа произвела несколько десятков таких машин. По мнению Алексея Лихачева, именно недостаточное развитие инфраструктуры зарядных станций является серьезным препятствием для распространения электротранспорта. Если зарядную станцию трудно найти как по месту жительства, так и там, где человек работает, он вряд ли купит электромобиль для себя или своей компании. При этом объективно нужны разные виды зарядных станций, поскольку для одних потребителей важнее низкая цена, для других критична скорость зарядки.

Наиболее критичным узлом электромобиля, по мнению Алексея Лихачева, является батарея. На нее приходится около трети от стоимости. До появления российского производства ячеек для батарей необходимо развивать кооперацию с китайскими производителями, которые обеспечивают до 40% потребностей мирового рынка. При этом для того, чтобы производить батареи, необходимо иметь свое производство лития и кобальта.

Новости из связанных рубрик