Редколонка / май 2022
Русские "сторы": полюбят ли троицу

Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
30.05.2022

На минувшей неделе запущен уже третий за последние полтора месяца российский магазин приложений для мобильных устройств под управлением операционной системы Android - RuStore. Очевидно, что всем отечественным площадкам (RuMarket, Nash Store, RuStore) еще предстоит столкнуться как с "болезнями роста", так и со специфическими проблемами, которые сулит международная обстановка.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев назвал создание российского магазина приложений важнейшей задачей, которая продиктована рыночными условиями. По его словам, проведена большая подготовительная работа "как с точки зрения законодательного регулирования, так и с точки зрения создания благоприятных условий для совместной работы лидеров российской ИТ-индустрии над этим проектом". "Инициатива создания RuStore исходит от бизнеса - и это самый правильный путь для запуска качественного и безопасного сервиса, удобного и для пользователей, и для разработчиков приложений", - прокомментировал Максут Шадаев. Маркетплейс RuStore создали специалисты VK.

RuStore, хотя и является самым обсуждаемым "нашим ответом Google Play" (поскольку повеление о его разработке дано аж на уровне поручения от премьер-министра, а в соисполнителях значится Минцифры), по времени запуска стал уже третьим отечественным магазином приложений.

С конца февраля 2022 года, когда противостояние между Россией и условным Западом начало приобретать форму тотальной борьбы, потребность в отечественной платформе с приложениями стала максимально острой. Две основные платформы мобильных приложений - App Store и Google Play удалили приложения целого ряда российских банков, попавших под иностранные санкции (Сбер, ВТБ, "Открытие", Альфа Банк, Промсвязьбанк, Совкомбанк, Новикомбанк). Кроме того, платные приложения и возможности транзакций внутри сервисов оказались недоступны пользователям из России.

Помимо RuStore, у отечественного потребителя уже есть RuMarket (его в апреле представил гендиректор российского подразделения Gett Анатолий Сморгонский), а также стартовавший в середине мая Nash Store, который запустила автономная некоммерческая организация (АНО) "Цифровые платформы".

Все три площадки, хоть и обыгрывают в названии свою принадлежность к России и "нашесть", именуют себя "маркетами" и "сторами", создавая странные конструкции из русских слов, написанных латиницей, в сочетании с иностранными терминами. Все это оставляет впечатление вторичности, которую создатели, видимо, путают с альтернативностью. Примечательно, кстати, что ни один из трех магазинов приложений не имеет кириллического домена в зоне .рф.

Веб-сайты российских магазинов мобильных приложений под Android не перегружены информацией, и если у RuStore и RuMarket хотя бы представлен каталог приложений, доступных на площадке, то Nash Store не побаловал даже этим. Для того чтобы увидеть каталог приложений, доступных в Nash Store, нужно скачать маркетплейс на телефон.

Категории каталогов трех магазинов стандартны: "Госсервисы", "Развлечения", "Инструменты", "Карты и навигация", "Медицина", "Игры", "Финансы" и т.д.

В Nash Store пока больше всего приложений в каталоге - более 1000. По этому параметру показатели RuStore и RuMarket гораздо скромнее: чуть более двух сотен в RuStore и менее сотни - в RuMarket.

Однако, если говорить о приложениях популярных сервисов, ассортимент RuStore в некоторых категориях выглядит внушительнее. Например, в категории "Покупки" Nash Store предлагает приложение "Почты России" и еще нескольких интернет-магазинов не самых известных брендов, в то время как у RuStore в аналогичной категории представлены приложения AliExpress, Wildberries, Ozon, "Юла", "СберМаркет", "Яндекс.Маркет", "Магнит" и т.д.

Nash Store при этом может "удивить" наличием значительного количества региональных приложений - вроде "Карта жителя Самарской области", "Доставка еды в Кингисеппе", "Вкусные роллы в Уфе" и т.п.

В целом на всех трех площадках можно встретить как приложения, представленные в Google Play, так и те, которые оттуда были удалены. В разделе "Финансы" (кстати, одном из самых больших по количеству приложений во всех трех магазинах) в изобилии представлены приложения попавших под санкции российских банков.

Напрямую сравнивать по количеству контента и функционалу запущенные площадки с Google Play бессмысленно, однако если сопоставить их между собой, то представляется, что в перспективе поддерживать работоспособность и развиваться сможет один или - в лучшем случае - два российских магазина мобильных приложений. Основной площадкой, похоже, станет RuStore, поскольку на стороне этого проекта и поддержка государства, и крупные разработчики. Возможно, "номером два" будет Nash Store. RuMarket же, по крайней мере сейчас, выглядит аутсайдером, и весьма вероятно, что проект через какое-то время перестанет развиваться.

Очевидно, что всем трем магазинам еще предстоит столкнуться как с "болезнями роста", так и со специфическими проблемами, обусловленными сложившейся международной обстановкой. Важнейшим вопросом, который стоит перед площадками, является информационная безопасность, чтобы не повторить судьбу RuTube, который рухнул под напором хакеров, и не стать рассадником зловредов, маскирующихся под безобидные приложения. Кроме того, предстоит решить вопрос с осуществлением платежей. От того, насколько успешно справятся площадки с этими задачами, будет зависеть их будущее.

Специфические угрозы заключаются в том, что Google едва ли оставит без внимания такой вариант развития событий, при котором какой-то из российских магазинов мобильных приложений (например, после того, как его начнут в обязательном порядке предустанавливать на продаваемые в РФ гаджеты) начнет быстро набирать популярность. В таком случае Google, который является разработчиком операционной системы Android, вполне может выпустить обновление, которое сделает невозможным установку отечественного магазина на устройство с этой ОС.

Следует также помнить о маркетинговом продвижении идеи отечественного магазина приложений, а также конкретных площадок. И с этой точки зрения концентрация на одном проекте выглядит наиболее логичной: три магазина приложений только сбивают пользователей с толку и рассеивают их внимание.