Новости / июнь 2022
Не Netflix единым

Общее количество пользователей ОТТ-сервисов в России после 24 февраля не сократилось, а лишь перераспределилось между отечественными онлайн-кинотеатрами. Из-за отключения Netflix произошло перераспределение трафика на ivi, "Кинопоиск", More.tv, Okko и Premier.
© ComNews
01.06.2022

Часть аудитории Netflix перераспределилась на отечественные видеосервисы. К такому выводу пришли аналитики "ГПМ Дата" - центра компетенций по работе с данными активов "Газпром-Медиа Холдинга", - изучив динамику изменений в потреблении ОТТ-сервисов на основе статистики сети Wi-Fi MT_FREE. Аналитики пояснили, что данные Wi-Fi-аналитики позволяют выявлять тренды и выстраивать закономерности в изменении потребительских предпочтений.

"ГПМ Дата" провела исследование на основе анализа активности пользователей, которые авторизовывались в Wi-Fi-сети Московского метрополитена с конца февраля. Исследование показало, что события февраля существенно не повлияли на общую аудиторию легальных ОТТ-видеосервисов: те, кто их смотрел, продолжили смотреть. "Общее количество пользователей ОТТ-сервисов не сократилось, а лишь перераспределилось между отечественными онлайн-кинотеатрами. Из-за отключения Netflix произошло перераспределение трафика на ivi, "Кинопоиск", More.tv, Okko и Premier, делают вывод в "ГПМ Дата", - сообщила пресс-служба ГПМХ.

"На фоне органического роста пользования видеосервисами мы наблюдаем, что отключение Netflix в России оказало наибольшее влияние на их потребление в январе-апреле. Часть его аудитории перешла на отечественные платформы", - прокомментировала Светлана Лапунова, управляющий директор "ГПМ Дата".

В ivi, "Кинопоиск", More.tv, Okko и Premier не ответили на вопросы ComNews или воздержались от комментариев.

Директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Сергей Исаков рассказал, что J`son & Partners дал два прогноза по выручке - негативный и умеренно негативный. "По негативному прогнозу рынок потеряет 46%, по умеренно-негативному -18%. Сейчас видно, что институт подписки оказался более устойчивым и скорее развитие пойдет по более позитивному сценарию. Netflix занимал 7,1%, а Megogo - 5,6% рынка по выручке. По доле аудитории соответственно 1% и 3% от общего количества подписок. Оценить перетекание 4% при наличии на рынке 23 действующих сервисов довольно сложно в любом случае. При этом нужно учесть, что в 2021 г. в среднем было 2,8 подписки на домохозяйство. То есть эти 4% подписчиков не остались совсем без подписок. Так что скорее речь идет не о перетекании, а о потере этих подписок", - считает он.

Независимый эксперт на ИТ-рынке Вадим Плесский отметил, что исследование на основе Wi-Fi-сети московского метро не вызывает доверия. "Москва - это далеко не вся Россия. И многие москвичи не пользуются метро. При этом общее количество пользователей онлайн-видеосервисов действительно остается стабильным, предпосылок для изменений пока нет.

Однако маловероятно, что в российских онлайн-кинотеатрах появятся премьерные картины 2022 г. Это снизит интерес пользователей к продлению подписок, и в 2023 г. количество активных пользователей онлайн-кинотеатров может сократиться", - прогнозирует эксперт.

По оценкам "ТМТ Консалтинга", объем рынка ОТТ-сервисов в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличился на 65% и составил 45,9 млрд руб. Платная модель еще более укрепила позиции - доходы, полученные от пользовательских платежей, составили 40,3 млрд руб. (рост на 76%). Реклама принесла видеосервисам 5,6 млрд руб. (рост на 15%). По итогам года доля выручки от пользовательских платежей в общем объеме рынка выросла на 6 п.п. и составила 88%.

Лидером рынка, по данным "ТМТ Консалтинга", итогам 2021 г. остается онлайн-кинотеатр ivi. Выручка компании без учета доходов от продажи лицензий на контент собственного производства выросла более чем на треть (вся выручка - на 41%). "Кинопоиск" по итогам года вышел на 2-е место: доходы видеосервиса за год выросли втрое (это самый высокий показатель на рынке). Онлайн-кинотеатр Okko, являющийся частью экосистемы Сбера, рос в 2021 г. несколько медленнее ближайших конкурентов и в результате уступил 2-е место, которое неизменно занимал с 2013 г. американский видеосервис Netflix, оператором которого в 2020 г. стала дочка НМГ - ООО "Развлекательный онлайнсервис", после первого "полного" года деятельности в России вышел на 4-е место. Megogo, до прошлого года входивший в тройку сильнейших, в 2021 г. значительно прибавил в росте: выручка компании увеличилась на 46% благодаря развитию партнерских отношений с ТВ-вендорами, другими онлайн-кинотеатрами и прочими сервисами, расширению контентного предложения.

Новости из связанных рубрик