Источник: "Деловой Петербург", 19 апреля 2000 г.

Петербургская повременка стоит на прибалтийском распутье

Примерно через полгода петербуржцы на себе почувствуют прелести повременной оплаты за телефон. О том, что изменится в их жизни и бизнесе, можно судить по последствиям перехода на "повременку" в странах Балтии и других городах России.


Событие, о котором так долго говорило руководство петербургского монополиста ОАО "Петербургские телефонные сети" (ПТС), скорей всего, свершится осенью этого года. Политическая ситуация для перехода на повременную оплату за телефон будет в это время наиболее благоприятна.
До следующих выборов губернатора Петербурга и президента России очень далеко. Поэтому непопулярные в народе мероприятия можно проводить с наименьшим вредом для политиков.
Клиентов злить пока не будут
Какая будет ценовая политика ПТС к концу года, еще никто не знает. Вероятно, что даже верхушка телефонной компании еще не определилась по поводу тактики перехода на "повременку". По данным "ДП", сейчас идет изучение возможных последствий внедрения новой системы оплаты за пользование телефонной линией.
Вряд ли телекоммуникационный монополист осмелится использовать переход на "повременку" для одноразового и значительного повышения своих доходов. Тем более, что за прошедший год абонентская плата повысилась с 28 до 60 рублей в месяц. Эта мера позволила улучшить финансовые показатели ПТС по итогам 1999 года. Вероятней всего, средний уровень расходов телефонных пользователей почти не изменится.
Естественно, для тех, у кого время пользования телефонной линией превышает среднегородской показатель, расходы увеличатся. А клиенты ПТС, использующие телефон от случая к случаю, выиграют от внедрения повременной системы оплаты.
Многое зависит от того, как телефонная компания будет считать средний уровень расходов. Один вариант – суммирование выручки, получаемой от определенной категории клиентов, и деление этой суммы на общее количество минут, используемых данным кругом пользователей. Второй способ предполагает определение так называемой "моды" - наиболее часто встречаемого отрезка времени пользования телефонной линией. В этом случае отсекаются маргиналы. Среди них, скорей всего, преобладают клиенты, которые ежедневно часами "сидят на телефоне". "Мода" будет выше среднеарифметического показателя. Следовательно, первый вариант расчетов выгоден клиентам телефонной сети, а второй – ПТС.
Не исключено, что при переходе на "повременку" уровень расходов клиентов сети все же немного увеличится. Большинство пользователей не почувствуют роста своих расходов при переходе на "повременку", если при расчете поминутного тарифа за основу будет взята "мода". Со стороны основной массы клиентов серьезного противодействия введению повременной оплаты ожидать не стоит. А наиболее разговорчивые клиенты ПТС и пользователи Интернет, которые не имеют выделенного канала, в любом случае начнут шуметь через несколько месяцев.
Идея дороже
По словам Леонида Реймана, министра Российской Федерации по связям и информатизации, повременная оплата местных телефонных разговоров в конце прошлого года действовала в 68 регионах России. И никаких катастрофических последствий из-за того, что тот или иной населенный пункт переходил на "повременку", не замечено. Правда, эксперимент проходил, чаще всего, в поселках и небольших городах. Поэтому результаты пробных переходов на "повременку" непоказательны.
ПТС также ввела повременную систему оплаты для трех муниципальных образований Ленинградской области, которые подключились к городской телефонной сети. Сам переход прошел безболезненно, поскольку пользователи и прежде платили поминутно при звонках в Петербург, так как связь была междугородней. Конфликт возник только при попытке связистов повысить тариф более чем в три раза – с 9 до 29 копеек за минуту.
Следует учесть, что новые клиенты ПТС, живущие в этих трех муниципальных образованьях, платят только за исходящие звонки. Поэтому они, выйдя в город, просят перезвонить им. Большая часть разговора, чаще всего, не оплачивается. При повсеместном переходе на "повременку" пользователи могут не рассчитывать на подобные поблажки со стороны телефонного монополиста.
К тому же ПТС может пойти даже на убытки, когда устанавливает тариф для незначительной части пользователей, перешедших на повременную оплату. Чтобы не навредить самой идее.
Прибалтийский монополист
Связисты упорно пытаются убедить пользователей, что введение "повременки" выгодно им. Более прогрессивная система оплаты станет источником масштабных инвестиций в телекоммуникационную отрасль. Улучшится качество связи. Будут развиваться более быстрыми темпами системы мобильной связи, электронная торговля и цифровая телефония. У телефонных операторов появятся новые услуги. Например, доступ в Интернет. В обмен на западную форму оплаты телефонисты обещают обеспечить западный уровень сервиса.
Пока эти доводы звучат для населения не убедительно. Например, в Петрозаводске местный оператор почти ввел повременку. Однако, натолкнувшись на отчаянное сопротивление населения, вынужден был отказаться от своих планов.
На территории бывшего СССР наиболее благодатная почва для введения повременной системы оплаты телефонных разговоров оказалась в Прибалтике. В странах Балтии уже даже стали забывать, как шел процесс перехода на "повременку".
В Латвии она стала реальностью в 1994 году. Население поначалу с пониманием относилось к внедрению повременной системы. Однако со временем возмущение действиями естественного монополиста, каковым является Lattelekom, стало нарастать. Согласно информации, предоставленной рижской газетой "Бизнес&Балтия", телефонный оператор в рамках политики "сбалансирования тарифов" в течение нескольких лет повышал стоимость связи для физических лиц.
Согласно решению правительства Латвии, телекоммуникационные тарифы к 2002 году должны соответствовать реальным расходам на предоставляемые услуги. Борьба с перекрестным субсидированием, когда по одним видам услуг тариф намного выше себестоимости, а по другим – ниже, была бы не так страшна населению, если бы Lattelekom не использовал бы свое монопольное положение. Уровень расходов телефонных пользователей стал слишком высок. В результате в 1999 году рост количества клиентов-жителей сменился падением. Несмотря на то, что в прошлом году телефонная компания создала 30 тыс. новых линий для жителей. Тем не менее, доходы Lattelekom увеличились.
Сейчас абонентская плата для жителей в Латвии составляет в переводе на российскую валюту около 130 рублей в месяц. К тому же за каждую минуты разговора нужно заплатить около 90 копеек и за каждое соединение – около 45 копеек. Подключение обойдется новому клиенту в $260. Столь высокие расценки повышает конкурентоспособность сотовых операторов. В некоторых случаях имеет смыл отказаться от подключения к сети Lattelekom и пользоваться только мобильным телефоном. Результатом ценовой политики монополиста стало более интенсивное развитие сотовой связи.
В то же время, "повременка" является тормозом для развития в республике Интернета. В Латвии на 2,5 млн жителей насчитывается всего около 70 тыс. пользователей Всемирной сетью. В Петербурге их численность намного больше. Несмотря на то, что уровень жизни в городе на Неве ниже, чем в прибалтийских государствах.
Зло не в системе
В Эстонии также очень давно перешли на повременную оплату телефонных разговоров. Однако пользователей Интернет гораздо больше, чем в соседней Латвии. Четверть населения Эстонии подключены к глобальной сети. В Петербурге, в котором "повременка" еще не введена, доля пользователей не превышает 6-7%.
Следовательно, сама по себе повременная оплата не несет ничего угрожающего развитию Интернета и населению. Пользователи страдают больше всего не от изменения системы оплаты, а от завышения тарифов. В Эстонии они относительно невысокие. За минуту разговора нужно заплатить в переводе на российскую валюту около 25 копеек.
Большинство Интернет-провайдеров республики не берут плату за выход в сеть через телефонные линии. Они отыгрываются на других услугах. Таким образом массы привыкают пользоваться ресурсами Всемирной сети. Предполагается, что при введение полной оплаты услуг провайдеров, пользователи уже не смогут от привычного Интернета.
Так еще недавно каждый эстонец мог бесплатно провести банковский платеж с домашнего компьютера посредством Всемирной паутины. Люди настолько привыкли к этому удобству, что при введении платы за данную операцию они не перестали управлять своим счетом через Интернет.
В Эстонии интенсивно развивались в последние годы сети кабельного телевидения, посредством которых также возможно подключение к глобальной сети.
Альтернативный доступ
Эстонский путь развития телекоммуникаций Петербургу, судя по всему, не грозит. В России условия диктуют монополисты. А также политики, которые просто не дают повышать тарифы из популистских соображений. Условий для развития телекоммуникаций при невысоких расценках за услуги операторов они не создают. Поэтому наиболее вероятно, что ПТС для начала установит вполне приемлемую стоимость минуты разговора. Чтобы расходы среднего пользователя не изменились, минута должна стоить около 10 копеек. Затем под каким-нибудь предлогом тариф будет постепенно повышаться.
Большинство пользователей получают доступ к Интернету по коммутируемым телефонным линиям. Для них переход на "повременку" не станет трагедией, поскольку расходы на блуждание в сети увеличатся примерно на 10%. В дальнейшем их жизнь станет тяжелей. Поэтому можно ожидать более интенсивное использование альтернативных каналов связи с Интернетом. Значительно увеличится протяженность кабельных сетей. Распространение получит радиодоступ к глобальной сети.


Дмитрий Желвицкий