Точка зрения / июнь 2022
Российский рынок BPM: почему не стоит бояться отечественных решений

Людмила
Богатырева

руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог", разработчик BPM-платформы POLYCODE
© ComNews
09.06.2022

ЕС и США ввели санкции, из-за которых с российского рынка ушли крупные поставщики BPM-решений. Покупка еще доступных импортных продуктов из-за нестабильного курса валют стала невыгодной, а для ряда компаний - буквально разорительной. В результате многие отечественные компании из самых разных отраслей лишились доступа к ключевым жизнеобеспечивающим программам. А значит, нужно решать, чем их заменить. Людмила Богатырева, руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог", разработчик BPM-платформы POLYCODE, считает, что организациям, которые использовали иностранные информационные системы, не стоит бояться отечественных разработок.

Что такое BPM?

Эффективность - ключевой критерий оценки деятельности компаний. Управленческая концепция Business Process Management (BPM) рассматривает каждый бизнес-процесс как ресурс компании, оптимизация и автоматизация которого позволяют повысить общую эффективность. Для этого используются BPM-продукты - программы со специализированным функционалом. Внедрение таких программ ускоряет бизнес-процессы, повышает их качество, прозрачность, адаптивность к изменяющимся реальным условиям. BPM-решения одинаково эффективно работают в любой отрасли экономики, от нефтегазовой до пищевой, в больших и малых компаниях с абсолютно разной организационной структурой.

Рынок BPM

Мировой рынок BPM активно развивается и, согласно оценке Mordor Intelligence, в ближайшие пять лет будет расти ежегодно в среднем на 6,26%. По состоянию на 2020 год объем мирового рынка составляет $8,8 млрд и в 2025-м достигнет $14,4 млрд (данные Statista). В свою очередь совокупная выручка топ-10 игроков российского рынка BPM (вендоры и системные интеграторы) в 2020 году составила 5,96 млрд рублей.

Кто ушел с российского рынка?

Российский рынок покинула украинская ИT-компания Terrasoft. Их решение Creatio - самый продаваемый BPM продукт в России. Компания Appian также полностью прекратила деятельность на российском рынке, в том числе и поддержку уже внедренных проектов.

Oracle, IBM и SAP сообщили об остановке деятельности в стране, но четких заявлений о полном уходе от данных компаний не было. Несмотря на заморозку всех потенциальных проектов на российском рынке, некоторые из них продолжают оказывать поддержку своим клиентам.

Такие известные иностранные BPM-продукты, как Bizagi, Pega, K2, воздержались от публичных заявлений и по крайней мере пока остаются в России.

У российского BPM-рынка есть потенциал

До недавнего времени многие организации из самых разных отраслей отдавали предпочтение зарубежным информационным системам, поскольку были уверены в их стабильности, зрелости, высоком качестве сервиса. Сейчас, когда эти преимущества оказались сведены к минимуму, начал стремительно повышаться интерес к отечественному софту. По данным "Коммерсантъ", с момента введения санкций спрос на отечественное ПО вырос на 300% по отношению к аналогичному периоду 2021 года.

В России есть крупные игроки с собственными конкурентоспособными BPM-продуктами. В реестр отечественного ПО включены такие известные BPM-решения, как Comindware, ELMA, Polycode, "Первая форма", "Битрикс 24", Naumen и др. Многие их вендоры уже готовы предоставить услуги по импортозамещению. Они предлагают особые условия на приобретение лицензий (услуги команд) и готовы заменить импортное ПО в том числе и тех компаний, которые пока не ушли с российского рынка.

Коллаборации отечественных ИТ-продуктов

Важно отметить, что отечественный ИT-рынок не ограничивается только прикладным софтом - BPM, CRM, ERP. Также активно развиваются российские операционные системы (линейка ОС AstraLinux, Alt Linux, "Ред ОС", "РОСА", "Аврора" и др.) и системы управления базами данных (Postgres Pro, линейка "СУБД Линтер" и др.), которые являются неотъемлемыми компонентами любого внедрения. Думаю, вокруг них постепенно будет создаваться сообщество российских разработчиков, а продукты начнут коллаборироваться для усиления конкурентных преимуществ.

Чтобы создать сплоченный рынок, важно выстраивать экосистему российских ИT-решений. Один из механизмов - проведение тестирований, чтобы подтвердить совместимость различных продуктов. Для наших клиентов это значимое конкурентное преимущество.

Все данные будут сохранены

Информационные системы класса BPM, которые разработаны или настроены специально под задачи организации, содержат уникальные интеграции и множество данных. Зачастую компании боятся, что при переходе на новый софт может произойти утрата данных - это огромные убытки для бизнеса. Кроме того, это несет в себе репутационные издержки и отражается на лояльности клиентов.

Однако российские разработчики обладают соответствующими технологиями и опытом, так что переход на их решения может быть максимально безболезненным. Существует множество методов, обеспечивающих нормализацию и миграцию данных: от глубокого анализа и миграции данных при помощи уникально разработанных алгоритмов до применения роботов, которые переносят данные из одной системы в другую.

Отечественные продукты могут быть дешевле

Государство уже запустило пакет мер поддержки для ИT-отрасли. Это может сделать отечественные решения более доступными по сравнению с импортными аналогами: стоимость разработки для компаний снижается, так как ряд затрат финансирует государство.

Важно отметить, что и организации, которые переходят на отечественное ПО, могут воспользоваться господдержкой. Для стимулирования спроса на отечественные решения государство может дать грант клиенту, оплатив до 80% его затрат на внедрение российского ИT-продукта. За счет снижения стоимости разработки у компаний появляется возможность получить уникальные кастомизированные решения, заточенные под них.

С уходом иностранных компаний российские решения остались фактически вне конкуренции. При этом спрос на отечественный софт в последние годы стабильно увеличивался. К переходу на российские ИT-продукты стремились даже те компании, у которых иностранные решения стабильно работали. Это связано с желанием организаций максимально сократить риски, провоцируемые технологическим эмбарго. Конечно, санкционная политика создала немало сложностей для бизнеса, но благодаря активному развитию в прошлые годы отечественные ИT-компании к ним готовы.