На дискуссии "Цифровая трансформация госкорпораций: как стимулировать разработку собственных решений?" в рамках ЦИПР-2022 игроки рынка отметили отсутствие зрелых решений для промышленности на ИТ-рынке и предложили создать госплан с распределением обязанностей по созданию ИТ-продуктов, а также создать витрину решений.
Ирина
Приборкина
© ComNews
03.06.2022

Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин, отвечая на вопрос о том, чем обусловлено сокращение для госкорпораций до 30% доли расходов на создание программного обеспечения (ПО) для собственных нужд в общем цифровом бюджете, отметил, что министерство никого не ограничивает, а говорит, что есть профильная деятельность и есть дополнительная. "Показатель в 30% можно обсуждать - он может быть 30%, может 40% или 25%. Это некая эмпирическая величина, которая, как нам кажется, обоснованна. Сейчас это оптимально. Возможно, через какой-то обозримый период времени мы совместно поменяем показатель в ту или иную сторону", - сказал замминистра.

Напомним, что Минцифры разрабатывает правила, которые ограничат деятельность госкомпаний по самостоятельному производству софта. Документом, в частности, предполагается сокращение до 30% доли расходов на создание программного обеспечения (ПО) для собственных нужд в общем цифровом бюджете.

https://www.comnews.ru/content/220349/2022-05-23/2022-w21/pravilam-dlya-goskompaniy-gotovyat-ogranicheniya-razrabotke-svoego-softa

Отметим, что руководитель Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух пояснил корреспонденту ComNews эту инициативу так: "Мы посмотрели, что около 30% расходов приходятся на разработку сугубо отраслевых решений, а 70% затрат госкомпаний на ИТ - это создание общесистемных решений. Такое ограничение нужно ввести, а то они [госкомпании] начинают придумывать свои операционные системы (ОС), системы виртуализации и т.п.". В ответ на вопрос корреспондента ComNews, можно ли назвать компании, которые пытались создать ОС своими силами, Илья Массух привел в пример ВТБ и Сбер.

Однако сами госкомпании считают такое ограничение неразумным. Директор по цифровой трансформации одной крупной нефтегазовой компании сообщил, что предприятие тратит на создание отраслевых решений 40%, а 60% средств расходует на коммерческом рынке (на готовые продукты или заказную разработку) - по мнению этого менеджера, нельзя стричь все госкомпании под одну гребенку.

CIO страховой компании с госучастием также раскритиковал инициативу Минцифры: "Если государство хочет дать по рукам тем, кто за казенный счет разрабатывает ОС или антивирус, действительно никому не нужные, то нужно просто создать перечень типов и классов ПО, на создание которых госкомпаниям запрещено тратить деньги".

ИТ-директор крупной промышленной компании с долей государства в капитале рассуждает: "Создание уникальных отраслевых программных продуктов - это самая суть цифровой трансформации, именно это позволяет лидерам отстраиваться от конкурентов. Если бестолково запретить разработку софта госкомпаниям, то они начнут проигрывать конкурентную борьбу частным структурам, которым Минцифры ничего приказать не может. Кто потом возьмет на себя ответственность за снижение конкурентоспособности компаний с госучастием?"

В ходе обсуждения этой темы на ЦИПР-2022 президент "Руссофт" Валентин Макаров отметил, что ограничение в 30% имеют и зарубежные компании, у которых также есть свои крупные разработки. "Есть разделение труда между теми, кто профессионально разрабатывает продукты, и теми, кто их использует, чтобы делать бизнес на другом - на телекоме, атомной энергетике и т.д. Это нормальный мировой процесс, нужно просто взаимодействовать", - уверен Валентин Макаров.

По его словам, никто снаружи не сделает продукты, которые соответствуют интересам госкорпораций. Он отмечает, что именно здесь формируется конкурентное преимущество, благодаря которому компания и выходит на рынки и побеждает. "Если они отдают разработки в core-бизнесе на аутсорсинг, то очень рискуют, что партнер передаст решение другому такому же разработчику. Нет никаких сомнений, что госкорпорации обязаны иметь у себя очень сильный коллектив, который развивает решения в core-бизнесе. Но есть сомнения, что госкорпорации могут делать продукт и масштабировать его на рынок и сделать конкурентноспособным. Чтобы сделать продукт, компании должны иметь инфраструктуру, которая направленна на создание продукта. В рамках госкорпорации с ее устоявшейся инфраструктурой, порядками и процедурами это сделать невозможно", - считает Валентин Макаров.

По его мнению, разные госкорпорации, чтобы создать продукт на рынке, который нужен всем, должны объединяться, чтобы пойти в Минцифры и РФРИТ и договориться, как будет проводиться формирование консорциума, который будет разрабатывать продукт. "Госкорпорации должны софинансировать, давать ТЗ, контролировать процесс и создавать тем самым этот продукт для всех. Решение должно быть open source, по крайней мере для компаний, которые в этом участвуют", - предложил президент "Руссофт".

Старший вице-президент по информационным технологиям ПАО "Ростелеком" Кирилл Меньшов отметил, что у оператора есть внутренняя ИТ-компания и они понимают, как устроен ИТ-бизнес. "В свою очередь, ИТ-компании вообще не понимают, как устроены госкорпорации внутри, и, наверное, это и есть системная проблема, из-за которой во многом ведется внутренняя разработка. Крупные компании давно уже создают цифровые продукты и спокойно их продают. Под это есть инфраструктура, и особых проблем с продажей продукта нет. Мы как телеком-компания стараемся понять своего клиента и узнать, что ему нужно, а ИТ-компании не очень хотят понимать, как устроены быт и жизнь крупных компаний", - уверен Кирилл Меньшов.

Также он отметил, что государству нужно не перерегулировать компании до того, что они перестанут быть конкурентоспособными. Кирилл Меньшов рассказал, что компания занимается собственной разработкой, в основном когда дело касается основного бизнеса или когда на рынке отсутствует решение. "Решения, которые находятся очень близко к нашему бизнесу, мы разрабатываем сами, потому что нам гораздо проще их написать самим, чем ждать, когда какой-нибудь вендор с пятой попытки угадает, как это должно работать. Есть целый ряд направлений, которые мы, как большой телеком-провайдер, понимаем, поэтому делаем их сами и предоставляем на рынок. Мы считаем, что компания не должна разрабатывать все сама. Есть базовые направления, то, что находится рядом с нашим основным бизнесом - телеком, data-centre, облака, информационная безопасность, индустрия развлечений и отдельные эпизодические решения, - а все остальное "Ростелеком" покупает и вкладывается в развитие вендоров", - рассказал Кирилл Меньшов. Также он заявил, что "Ростелеком" не надо стимулировать к разработке собственных решений, надо просто дать компании возможность делать свою работу.

Заместитель генерального директора ОАО "Российские железные дороги" Евгений Чаркин также отметил, что компании не нужен внешний стимул, и рассказал, что исторически собственная разработка у РЖД была сильная и этому способствовало несколько факторов. Во-первых, базовые производственные процессы очень специфичные и найти на рынке экспертизу практически невозможно - она вся находится в рамках отрасли. Во-вторых, очень сложный ИТ-ландшафт отрасли. Третий фактор - скорость разработки. "С помощью внутренних команд гибкой разработки на некоторых наших проектах мы смогли в три раза сократить срок внедрения, по сравнению с тем, если бы это было на основе рыночного подряда, с учетом соблюдения всех норм. Мы не стремимся и не собираемся делать все внутри. Все, что относится к более стандартным процессам и технологиям, нужно брать на рынке. Мы именно так и делаем. Это экономически эффективнее. Плюс к этому у нас есть норматив, который нам поставило государство с точки зрения норм расходов на внутреннюю разработку, - 30%. Поэтому у нас есть определенные границы, которые мы будем соблюдать", - заключил Евгений Чаркин.

Директор по цифровизации госкорпорации "Росатом" Екатерина Солнцева также отметила, что заказывать разработки у сторонних ИТ-компаний можно в случае стандартных решений, а на собственную разработку необходимо оставить специфические для отрасли решения. "Представление ИТ-рынка о производственных процессах очень условное. Какой бы прекрасный ни был аналитик, когда он собирает ту потребность, которую не чувствует, сделать качественный продукт становится гораздо сложнее", - уточнила она.

По ее словам, существенная часть "Росатома" существует в закрытом режиме и никогда не пользовалась иностранным ПО, разрабатывая собственное, а в 2018 г. взят курс на "продуктизацию" этих разработок, чтобы можно было их использовать как внутри отрасли, так и за ее пределами. "Положение, в котором мы сейчас находимся, с необходимостью срочного импортозамещения, как раз является следствием недостаточно хорошей ситуации как на ИТ-рынке, так и в госсекторе с продуктовой разработкой. Поэтому нам всем вместе нужно освоить работу с продуктами, а не только с разработкой собственных решений. Чтобы, разработав решения, мы могли ими обмениваться. Чтобы госсектор, бизнес и ИТ-компании не конкурировали за одни и те же ниши. Самая правильная история сейчас - верное распределение усилий. В каком-то смысле госплан - кто что делает. Распределить задачи между собой, а далее тиражировать и обмениваться продуктами и решениями", - уверена Екатерина.

Управляющий директор по национальным проектам ГК "Ростех" Анна Шарипова поддержала предложение договориться о правилах игры на рынке, чтобы не дублировать ограниченные ресурсы. "Возможно стоит начать с витрины предложений. Это было бы правильно просто потому, что недостаточная информированность о том, какие решения есть и какие у них плюсы и ограничения, какая стадия разработки, приводит к тому, что они дублируются", - предложила она.

Руководитель офиса цифровой трансформации АО "Почта России" Елена Морозова рассказала, что в компании рады не разрабатывать сами, но когда на рынке нет зрелых решений, которые можно купить, приходится разрабатывать самим. По ее словам, зачастую дешевле разработать самим из-за экспертизы и накопленного опыта. "Мы понимаем, как должен работать наш продукт, и все нюансы. Мы можем сразу, в ходе работы, корректировать разработчика и видеть, как это работает на наших данных. Каждая разработка, переданная на аутсорсинг, превращается в битву технических заданий. Когда подрядчик сдает работу, что-то нас не устраивает, а это не прописано в ТЗ. Тогда создание технического задания становится очень трудоемким и тратит много времени. Когда это своя разработка, то мы быстро реагируем на обратную связь и также быстро исправляем проблемы", - сказала Елена Морозова.

По ее словам, на российском рынке не хватает национальной экосистемы, такой как, например, импортные аналоги - X86-архитектура или Windows. "Любой стартап делает разработку под эту систему. У нас такого нет, и пора об этом задуматься", - сказала она. Также, по ее словам, разрабатывая решения внутри, еще надо побороться за показатели по импортозамещению, из-за чего разработку сложно поставить в реестр.

"Было бы полезно для госкомпаний, которые действительно умеют разрабатывать, иметь какой-то fasttrack постановки в реестр или вообще разрешить не ставить в реестр, если, например компания разрабатывает только для себя. Нам было бы очень полезно иметь возможность быстро признавать эти затраты как затраты на российское ПО", - предложила Елена Морозова.

Новости из связанных рубрик