Новости / июнь 2022
Образование ищет выход из софтверного шока

Многие российские образовательные учреждения после ухода зарубежных производителей ПО испытали шок, отголоски которого продолжаются до сих пор. При этом ситуацию усугубляет отсутствие диалога между разработчиками и потребителями их продуктов. В итоге на форуме "Российские программные решения для образования" предложено создать платформу для организации такого взаимодействия.
© ComNews
09.06.2022

8 и 9 июня проходит форум "Российские программные решения для образования". Его целью является ознакомление представителей российского дошкольного, общего, среднего специального, дополнительного, профессионального, высшего образования с российскими софтверными продуктами как общего назначения, так и специализированными, ориентированными на поддержку учебного процесса. Как показывает практика, до сих пор главной проблемой остается недостаточная информированность о том, что привычному ПО есть отечественная альтернатива.

Как подчеркнула директор форума Ольга Жилавская, практически все мероприятия, посвященные теме импортозамещения в ИТ, ориентированы в основном на корпоративный сектор и если и захватывают сферу образования, то только высшего. Другие сегменты, от дошкольного до послевузовского, имеют свою специфику и особые потребности. И все эти сегменты, по ее словам, перенесли серьезный шок после ухода зарубежных вендоров, в результате рухнули целые пласты - в частности, все, что связано с дистанционным образованием. Причем процесс выпадения зарубежных сервисов продолжается. В частности, 1 июня серьезные ограничения для российских пользователей ввел популярный среди российской сферы образования сервис Canva, который активно использовался для подготовки дидактических материалов, что привело к большому ажиотажу.

Исполнительный директор Ассоциации специалистов медиаобразования Леонид Барков обратил внимание, что уход с российского рынка одной только Adobe привел к тому, что вся система медиаобразования просто висит на волоске, при этом альтернатива от российских разработчиков в таком сегменте, как программы верстки, просто отсутствует.

Как отметил в выступлении руководитель комитета по развитию и подготовке кадров ассоциации "Руссофт", директор департамента образования ГК "Астра" Федор Кирдяшов, до февраля текущего года очень многие образовательные учреждения, что называется, отмахивались от российских разработчиков ПО, мотивируя это тем, что отечественные продукты не являются лидерами в своих сегментах рынка и в целом "нужно учить всему". Но те, кто начал внедрять российские продукты заблаговременно, выиграл, тогда как те, кто делал ставку на зарубежное, оказались без того, чему они учили и на чем учили, что для многих стало шоком.

Исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ) Эдуард Никитин посетовал на пассивность профильных ведомств, которые фактически отдали все, что связано с импортозамещением, в руки Минцифры. В итоге, по его словам, ситуацией воспользовались противники цифрового образования. Но при этом стратегические проекты по цифровизации, в том числе планы по созданию Единой цифровой среды, никто не отменял.

По данным опроса участников ЕАПУ, наиболее широко среди российских продуктов применяется платформа "Сферум", "Яндекс.Телемост", Webinar.ru и "СберМитап". Но все они имеют существенные недостатки. Наибольшие нарекания вызывает качество звука и проблемы с общением в чатах. Большие сложности вызывает и выбор продуктов, среди которых неспециалисту сложно разобраться и найти нужный.

Также Эдуард Никитин поднял проблему организации общения и взаимодействия между разработчиками и потенциальными потребителями программных продуктов. Эта идея была поддержана представителями как вендоров, так и сферы образования.

Руководитель комитета по информатизации образования АРПП "Отечественный софт", руководитель направления по работе с образовательными учреждениями ООО "Базальт СПО" Татьяна Губина посетовала, что работа, которая ведется на уровне разных ведомств, не скоординирована. Также образовательные учреждения и разработчики часто не выстраивают отношения между собой. Так что необходимо создание специализированной отраслевой площадки.

Эдуард Никитин предупредил, что масштабное переобучение кадров в короткие сроки является сложной задачей. Он призвал изучать опыт массового переобучения середины 1990-х гг., которое проходило в сложных условиях, но решило поставленные задачи в заданные сроки. Проректор по научно-методической работе и цифровизации ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО Анна Молокова поделилась опытом организации такого обучения педагогических кадров в Новосибирской области. Именно этот регион был выбран в качестве пилотного для федерального проекта.

Основную часть форума составили демонстрации российских продуктов для сферы образования. Свои решения представили НТЦ РОСА, "Базальт СПО", ГК "Астра", "МойОфис", "Наумен", ПРОМТ, "РедСОФТ" и целый ряд других разработчиков.

Новости из связанных рубрик