Источник: "КоммерсантЪ", 21 марта 2000 г.


Починок погрузился в Интернет

Министерство по налогам и сборам хочет ввести НДС на услуги интернет-компаний. Правда, к реализации своей идеи налоговики перейдут только после того, как соответствующая система налогообложения начнет работать в странах Европы.


Вопрос налогообложения Интернета беспокоит не только Александра Починка. В США дебаты на эту тему идут уже давно, но в год президентских выборов, по-видимому, никаких налогов на торговлю в Интернете вводиться не будет. В ЕС законопроект о взимании НДС с товаров и услуг, приобретаемых через Интернет гражданами ЕС в странах, не являющихся членами Евросоюза, уже разработан. В середине апреля он будет представлен на рассмотрение Европарламента, а ввести его в действие планируется в 2001 году. Починок просто не хочет отставать от своих западных коллег. На вчерашней конференции, посвященной развитию телекоммуникаций в России, он заявил: "Если Европа начнет локализовать Интернет, России надо будет застолбить свою часть сети для того, чтобы обеспечить налогообложение деятельности в Интернете по российским законам". Кстати, те же аргументы приводят и европейцы: они опасаются, что налоги с электронной торговли утекут в США.

Впрочем, Починок пообещал, что российский налог на добавленную стоимость интернет-компаний будет более мягким, чем европейский. "Попытка любого ужесточения в этой сфере приведет к тому, что люди, занимающиеся виртуальной деятельностью, будут уклоняться от такого налогообложения, — заявил Починок. - В результате наши налоговые доходы уйдут на Запад". Ориентиром для главного налоговика страны служит не только Европа, но и российское правительство. Дело в том, что Минторг активно разрабатывает государственную программу по развитию электронной коммерции. Она должна вступить в действие с 1 января 2001 года, и у ведомства Александра Починка появится новый законный объект налогообложения. Российские интернет–компании могут, конечно, уйти на Запад, но Почикок думает и над этим. Недавно он заявил, что в России необходимо отменить банковскую и финансовую тайну на операции с крупными суммами. В этом случае налоговики смогут контролировать весь российский бизнес, где бы он не велся.