Комфорт абонентов в эпоху санкций

14.06.2022

Компания DMTEL публикует результаты очередного исследования, проведенного вновь на территории Москвы для оценки качества услуг связи в условиях санкций со стороны поставщиков сетевого оборудования. Комплексная оценка и сравнение характеристик качества услуг мобильной связи выполнены в период с 16 марта по 21 апреля 2021 г. на маршруте протяженностью около 3818 км. Полный текст отчета можно найти здесь.

Поддержание и повышение комфорта привычной пользовательской среды значительно усложняется в условиях санкционных ограничений. На фоне широкого распространения дистанционных государственных и банковских услуг, а также роста популярности сервисов Интернета на основе мультимедиа и мобильных приложений особенно важно сохранить абонентам возможность успешно пользоваться услугами мобильной связи.

Для количественной оценки качества используются показатели, объективно отражающие возможность успешно поговорить по телефону или обмениваться данными: доступность, стабильность, а также сохранность оригинальных свойств контента. На основе таких показателей рассчитываются единые интегральные оценки, которые отражают относительные позиции операторов (рейтинги).

Интегральные оценки для услуг голосовой связи и мобильного доступа в Интернет, а также единые итоговые оценки качества услуг связи представлены на диаграмме ниже.


Рейтинг оценок по результатам исследования:

Билайн демонстрирует наилучшие результаты и занимает первую позицию в рейтинге оценок качества мобильной связи в Москве. Билайн лидирует как по качеству телефонной связи, так и по качеству передачи данных.

МТС поднялся на вторую позицию и следует за Билайном, незначительно уступая лидеру по итоговой оценке. Оценки МТС как по качеству телефонной связи, так и по качеству передачи данных соответствуют второй позиции. При этом отставание от лидера по качеству передачи данных составляет всего один балл.

МегаФон находится на третьей позиции в рейтинге. При этом отставание от МТС по качеству услуг голосовой связи составляет всего один балл. По качеству услуг передачи данных МегаФон сместился на четвертую позицию. Отставание по качеству услуг передачи данных приводит к значительному снижению единой итоговой оценки.

Теле2 занимает четвертую позицию по итоговой оценке. По качеству услуг передачи данных Теле2 поднялся на третью позицию, вплотную приближаясь ко второй. Существенный вклад в снижение единой итоговой оценки вносит отставание по качеству услуг голосовой связи.

Все единые итоговые оценки заметно ниже максимального значения (1000 баллов), что указывает на наличие факторов, негативно влияющих на качество услуг связи.

В сети каждого оператора существуют участки, на которых отмечено низкое качество услуг, включая отказы, обрывы и невозможность поговорить по телефону или обмениваться данными с помощью Интернета. При этом отказы лишают абонента возможности своевременно воспользоваться телефоном в экстренных ситуациях. Относительная протяженность таких участков, как правило, не превышает 1%. При этом фактическая общая протяженность проблемных участков, распределенных на маршруте, достигает 38 км. В результате, на таких участках и прилегающих территориях для значительного количества абонентов возникают высокие риски заметного снижения качества услуг, вплоть до невозможности пользоваться связью.

Телефонная связь

Интегральная оценка качества услуг голосовой связи рассчитывается на основе показателей, характеризующих возможность быстро и успешно дозвониться, чтобы совершить телефонный разговор без обрыва и искажений голоса собеседника.

Билайн заметно опережает конкурентов в части возможности успешно воспользоваться телефонной связью (доступность услуги). В сети Билайн доля отказов примерно в два раза меньше, чем в сетях МегаФон, МТС и Теле2, которые демонстрируют близкие результаты.

Результаты операторов Билайн, МегаФон и МТС отличаются незначительно в части непрерывности телефонного соединения. Наилучший результат по непрерывности (надежности) соединений отмечен в сети Теле2. Доля обрывов в сети Теле2 существенно ниже, чем в сетях Билайн, МегаФон и МТС.

Операторы Билайн, МТС и МегаФон обеспечивают высокую скорость телефонного соединения: в сетях преобладают значения времени установления соединения меньше 4 секунд (не менее 90%). Теле2 заметно уступает конкурентам по времени установления соединения: 10% зарегистрированных значений выше 9.61 секунд.

В сетях Билайн, МТС и МегаФон преобладает высокое качество речи на значительной части маршрута: 90% значений не ниже 4.01 MOS. При этом МегаФон заметно опережает конкурентов по совокупности характеристик качества речи. В частности, в сети МегаФон 90% значений больше 4.36 MOS, что соответствует оценке "отлично". Кроме того, в сети МегаФон зарегистрирована наименьшая доля значений ниже 1.5 MOS (соответствует оценке "неприемлемо"). МТС уступает МегаФону, но опережает Билайн и Теле2 по совокупности оценок качества речи. В сети Теле2 оценки "отлично" отсутствуют.

Масштабное применение аудиокодеков высокой четкости HD+ (EVS) для звонков в сетях 4G (VoLTE) позволяет сохранять в сетях Билайн, МТС и МегаФон натуральность и тембр голоса собеседника. В сетях Билайн, МТС и МегаФон голосовые вызовы реализованы на основе технологии VoLTE и современного кодека EVS SWB (24.4 кбит/с) почти непрерывно на всем маршруте исследования (около 98%). Важно отметить, что по сравнению с результатами исследования осенью 2021 года в сети МТС почти в три раза увеличилась относительная протяженность участков, на которых используются технология VoLTE и кодек EVS SWB. В сети Теле2 технология VoLTE не зарегистрирована.

В результате наибольшую оценку качества телефонной связи демонстрирует Билайн. МТС следует за Билайном, значительно сократив дистанцию по сравнению с результатами исследования осенью 2021 года. МегаФон отстает от МТС всего на один балл, Теле2 заметно уступает конкурентам и находится на четвертой позиции по качеству услуг голосовой связи.

Мобильный доступ в Интернет

Для расчета интегральной оценки качества услуг мобильного доступа в Интернет используются показатели, характеризующие возможность быстро и успешно получить доступ к ресурсу Интернета, отправить или загрузить данные, а также воспроизвести запрошенный контент без задержки и искажений, в реальном времени, в полном объеме и без неожиданной остановки.

Билайн лидирует с заметным опережением по качеству сервиса передачи данных в направлении Интернета (HTTP UL) и находится на второй позиции по качеству сервисов воспроизведения видео с ресурса YouTube и передачи данных со стороны Интернета (HTTP DL). В сети Билайн отмечена наименьшая оценка качества загрузки WEB-страницы.

МТС опережает конкурентов по качеству сервиса передачи данных со стороны Интернета (HTTP DL) и разделяет первую позицию с Теле2 по качеству сервиса загрузки WEB-страницы. По оценкам качества воспроизведения видео с ресурса YouTube МТС и Билайн демонстрируют одинаковый результат и разделяют вторую позицию. По качеству сервиса передачи данных в направлении Интернета (HTTP UL) МТС заметно уступает Билайн и находится на второй позиции.

В сети Теле2 отмечена наибольшая оценка качества воспроизведения видео с ресурса YouTube. По качеству сервиса загрузки WEB-страницы Теле2 находится на первой позиции совместно с МТС. По качеству сервисов передачи данных со стороны/в направлении Интернета (HTTP DL и HTTP UL) Теле2 находится на третьей позиции. В целом по совокупности фактических значений показателей, характеризующих возможность успешно пользоваться качественными услугами Теле2 демонстрирует отличные результаты.

Несмотря на то, что Теле2 уступает Билайн и МТС по высоким скоростям загрузки данных из Интернета, наилучшие результаты по стабильности скоростей отмечены у Теле2 – доля значений ниже 1 Мбит/с не превышает 0.07%. Именно провалы скорости при воспроизведении видео часто приводят к "замираниям". В частности, в сети Теле2 отмечены наименьшие доли неуспешных сессий, а также сессий с "замираниями" изображения. В результате в сети Теле2 отмечена наибольшая интегральная оценка качества воспроизведения видео с ресурса YouTube.

В сети МегаФон преобладают наименьшие оценки, соответствующие четвертой позиции в рейтингах оценок качества сервисов.

Преобладание высоких скоростей в сетях снижает риски ухудшения качества сервиса передачи данных при увеличении количества пользователей аналогичными услугами и является важным преимуществом. Такое преимущество реализуется, если обеспечиваются условия для успешной загрузки контента из Интернета.

В результате наибольшая оценка качества мобильного доступа в Интернет отмечена в сети Билайн. МТС отстает от Билайна всего на один балл. По сравнению с результатами исследования осенью 2021 года Теле2 поднялся на третью позицию, вплотную приближаясь ко второй. По качеству услуг передачи данных МегаФон заметно уступает конкурентам и находится на четвертой позиции.

https://www.comnews.ru/content/217864/2021-12-13/2021-w50/reyting-operatorov-mobilnoy-svyazi-dmtel