Банк "Открытие" заменит иностранных роботов (RPA-системы) российскими. В планах - конвертировать более 400 роботов, перевести созданную отказо- и катастрофоустойчивую архитектуру на российские технологические решения. Эксперты отмечают тренд на импортозамещение RPA-систем в банках и видят горизонт внедрения отечественных решений на замену импортным в пределах года - двух лет.
Ирина
Приборкина
© ComNews
15.06.2022

Старший вице-президент, заместитель руководителя операционного блока банка "Открытие" Оксана Апейкина сообщила, что в мае банк завершил пилотные проекты с ведущими вендорами отечественных платформ RPA (Primo, Sherpa, PIX, Robin) и в ближайшее время определится с выбором компании-партнера.

По результатам исследования отечественных платформ RPA, которое банк "Открытие" провел в апреле-июне 2022 г., российские RPA-системы имеют достаточный функционал для роботизации процессов низкого и среднего уровня сложности для решения банковских задач. У некоторых ведущих отечественных систем есть модули, которые позволяют конвертировать роботов из иностранных в российские решения. Это может упростить проекты многих российских банков, совершающих аналогичную миграцию. Точками роста отечественных платформ эксперты банка назвали производительность работы и сокращение требований к комплектующим для компьютеров - сейчас отечественные аналоги работают медленнее зарубежных и, при прочих равных условиях, требуют больше лицензий и мощностей серверного оборудования.

По мнению члена правления банка "Открытие" Светланы Емельяновой, для того чтобы качество продуктов и сервиса российских вендоров оперативно достигло международного уровня, нужен открытый диалог.

Заместитель генерального директора по стратегическому развитию DM Solutions Александр Ярмарков отметил, что на данный момент миграция парка ранее роботизированных процессов является одной из важнейших задач в финансовом и других секторах. "Инструменты для переноса роботов на российские платформы определенно необходимы, поскольку позволяют существенно ускорить миграцию в условиях жестких дедлайнов", - считает он.

По мнению руководителя практики RPA iFellow Глеба Леонова, RPA во многом является точкой входа для других технологий, поэтому необходимо дополнительно изучить влияние импортозамещения в операционных системах и базах данных, OCR и AI на RPA.

Директор проектов ПАО "Ростелеком" Андрей Руденко отметил интересный подход к популяризации роботизации среди сотрудников транзакционных подразделений.

Коммерческий директор PIX Robotics Вячеслав Мусолов считает, что роботизация, помимо качественных эффектов, позволяет существенно сократить затраты на персонал. "При этом нужно фокусироваться не на сокращении персонала, а на изменении качества труда и процессов. Роботы должны не заменять сотрудников, а улучшать их жизнь, что реализовано в проекте банка "Открытие". Опыт коллег из "Открытия" в этом вопросе может существенно помочь сотням российских компаний повысить эффективность работы не только без социального негатива, но и с позитивной реакцией сотрудников. Это скорее вопрос инновационной корпоративной культуры, чем просто технологии. Опыт нельзя купить, но можно перенять и эволюционировать до достигнутого в банке "Открытие" уровня зрелости", - отметил он.

Пресс-служба банка "Открытие" сообщила, что за два года банк роботизировал более 400 процессов в 15 бизнес-подразделениях - розничном блоке, юридическом департаменте, центре ипотечного кредитования, блоке рисков, блоке клиентского сервиса, операционном блоке, департаменте методологии и документационного обеспечения, департаменте проблемных активов, блоке малого и среднего бизнеса и др. "В банке применяется гибридный подход: в RPA-сообществе банка есть сотрудники, которые роботизируют процессы параллельно с основной операционной деятельностью и поэтому имеют практический взгляд, что можно и нужно роботизировать. Роботизация в банке совмещается с другими технологиями, среди которых технология оптического распознавания (OCR), Process Mining и др.", - уточнила пресс-служба.

Заместитель начальника департамента защиты информации Газпромбанка Алексей Плешков рассказал, что Газпромбанк с 2018 г. последовательно и регулярно внедряет внутри организации инструменты RPA для автоматизации рутинных процедур. По его словам, Газпромбанк не исключает применение отечественных решений в качестве альтернативы ранее внедренным иностранным RPA-системам. "Каждое RPA-решение, независимо от того, отечественное или иностранное, обладает схожей функциональностью. Для принятия решения о выборе конкретной RPA-системы, принимаются во внимание типовые критерии", - отметил он.

Заместитель директора по продажам и развитию компании BSS Станислав Шилов считает, что специфика замены импортного ПО на отечественное в банковской сфере заключается в том, что прикладное ПО в банках уже в подавляющем объеме разработано и поддерживается в РФ. "Такая ситуация сложилась исторически - у всех крупных зарубежных игроков попытки зайти на российский рынок с прикладным банковским ПО обычно заканчивались несколькими внедрениями и не приводили к широкому распространению продукта. Хуже ситуация обстоит с системным ПО, например СУБД, - здесь высока зависимость банков от импортных продуктов. Банки и разработчики прикладного ПО осознают данную проблему, прорабатывают или реализуют переход к поддержке системного ПО, не подверженного рискам работы с импортным ПО. Однако в ряде случаев это требует большого объема работ и существенных расходов. Впрочем, риски нарушения операционной работы банков таковы, что, уверен, данные работы будут выполнены", - объясняет Станислав Шилов.

Заместитель гендиректора по стратегическому развитию DM Solutions Александр Ярмарков считает, что сегодня задача импортозамещения ПО в целом является одной из приоритетных для большинства организаций и банки - не исключение. "Принимая во внимание факт масштабного использования RPA в рутинных процессах и наличие значительного парка роботов в крупных банках, спрос на импортозамещаемое ПО значительно вырос. Российские вендоры платформ роботизации своевременно отреагировали на запрос бизнеса, смогли перестроиться и скорректировать планы развития, благодаря этому уже на текущий момент основные потребности возможно закрыть отечественными решениями. Стоит отметить, что остаются вопросы, связанные с быстродействием и масштабируемостью", - говорит Александр Ярмарков.

По его мнению, российские RPA-системы значительно моложе зарубежных аналогов, ввиду этого задача стабилизации является одной из самых приоритетных, а основным преимуществом отечественных платформ является возможность работы на импортонезависимых операционных системах, а также более гибкое ценообразование. "Многие организации уже приступили к задаче миграции. Срочность перевода на российские системы также обусловлена остатком срока использования действующих лицензий на зарубежные RPA-платформы, которые, как правило, предоставляются по подписочной модели. Если говорить об уровне использования банками отечественных RPA-систем близким к 100%, стоит опираться на горизонт полутора-двух лет", - предполагает Александр Ярмарков.

Руководитель портфеля проектов центра компетенций прикладных решений "Т1 Интеграции" Олег Шварев отмечает, что большинство крупных финансовых компаний как минимум проводили оценку использования отечественных RPA-систем. "Мы точно знаем о внедрении пилотных и промышленных решений в ряде организаций. Сегодня интенсивность отказа от зарубежных продуктов увеличилась. Сроки уже приобретенных российскими пользователями лицензий в обозримой перспективе истекут, а возможность их продления - под большим вопросом. По этой причине горизонт внедрения отечественных решений на замену импортным предвидится очень коротким, в пределах года - двух лет. В экстремальных случаях, при необходимости успеть до конца года, счет пойдет на месяцы", - уверен эксперт. По его словам, любая система имеет свои особенности как при внедрении, так и в части доступности и удобства отдельных функций. "В целом отечественные решения мало уступают популярным зарубежным аналогам. Однако в процессе замещения неизбежно придется столкнуться с отсутствием какой-либо функции в том или ином продукте. Отрасль достаточно динамичная, уверен, что вендоры будут внимательно фиксировать самые острые потребности и реализовывать новые необходимые функции", - отметил Олег Шварев.

По словам директора по отраслевым решениям в банковском секторе ИТ-компании "Крок" Василия Куца, на текущий момент количество запросов по пилотированию отечественных вендоров по роботизации и process discovery растет. "Во множестве банков используется сразу несколько решений под разные задачи, но очевидно, что доля российских RPA будет увеличиваться и вскоре доминировать. По роботизации такие решения существуют, по process discovery только начинают появляться. Как пример - отечественный вендор Primo, который является аналогом европейского Uipath и даже имеет модуль миграции с Uipath. Пример вендора process discovery - отечественное решение Proceset, на текущий момент решение уже стоит в крупных банках уровня топ-10. Эти и другие решения присутствуют в нашем портфеле", - рассказал Василий Куць.

По его словам, согласно результатам пилотов и проектов, отечественные решения RPA показали себя хорошо, они справляются с основными потребностями клиента и имеют широкий функционал. "Если говорить про недостатки, основные - это сложность оркестрации и разработки по сравнению с западными аналогами. А с учетом активного запроса на импортозамещение на рынке, экспертиза данных вендоров только растет благодаря проектному опыту и возможности дорабатывать продукт на основе обратной связи клиентов", - отмечает Василий Куць. По его словам, как правило, решение о переходе на отечественный аналог принимается после успешного пилотирования, которое в среднем занимает от шести месяцев до года, поэтому полный переход банков на отечественные RPA эксперт ожидает в течение двух лет. "Мы понимаем опасения большинства клиентов переходить с проверенных решений на аналоги, в этом случае надежный партнер - интегратор может подобрать соответствующее задачам отечественное решение, в том числе RPA process discovery", - заключил он.

Новости из связанных рубрик