Редколонка / июнь 2022
Переход количества в качество

Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
27.06.2022

Мы становимся свидетелями второй фазы переустройства российского ИКТ-рынка, старт которому был дан 24 февраля текущего года. Изменения, которые, судя по всему, приведут к окончательному формированию новой бизнес-реальности, идут по принципу перехода количества в качество.

На минувшей неделе об окончательном уходе из России и Белоруссии объявила американская компания Cisco. В марте 2022 г. из-за спецоперации на Украине компания объявила о приостановке деятельности на российском и белорусском рынках. И вот теперь приостановка превратилась в уход.

https://www.comnews.ru/content/220887/2022-06-24/2022-w25/cisco-reshila-uyti-rossii-i-belorussii

Кроме того, последовательно действует еще один американский ИТ-гигант – Microsoft. Эта корпорация также в начале марта объявила об ограничении деятельности в России, а на минувшей неделе ее президент Брэд Смит в интервью The Washington Post сказал, что компания продолжит сокращать бизнес в России и Китае. "Что касается России, то мы работаем там все меньше и меньше, пока там ничего не останется, или почти ничего", — сказал глава Microsoft.

https://www.comnews.ru/content/220888/2022-06-24/2022-w25/microsoft-poobeschala-sokraschat-biznes-rossii-poka-nichego-ne-ostanetsya

В СМИ также на минувшей неделе уже распространилась информация о том, что Microsoft расформировала российское подразделение Xbox.

Cisco и Microsoft - это лишь два примера, но они наглядно характеризуют те изменения, которые, судя по всему, приведут к окончательному формированию новой бизнес-реальности. Мы становимся свидетелями условной второй фазы переустройства, старт которому был дан 24 февраля текущего года.

На первом этапе о приостановке или уходе с российского рынка объявили многие зарубежные компании, как работающие в сфере ИКТ, так и в других областях. И исход этот в первую очередь впечатлял количественными показателями. СМИ активно публиковали внушительные списки "отказников" и приводили инфографику, пестрящую известными брендами.

Но поскольку ситуация была неординарной и непрогнозируемой, то и компании стремились максимально подстраховаться. Бесповоротный уход во многих случаях был заменен на приостановку деятельности, да и в целом западный бизнес старался, сохраняя риторику, избегать конкретики. На первом этапе и у зарубежных компаний, и с российской стороны явно имелась надежда на то, что ситуация разрешится достаточно быстро и ее удастся тихо пересидеть, обозначив свою позицию, но не предпринимая активных действий.

Время расставляет все на свои места. Уже очевидно, что ситуация, во-первых, не разрешится в близкой перспективе, а во-вторых, окончание спецоперации уже не вернет положение вещей и не сбросит "до заводских настроек" геополитический расклад. Соответственно, "уходящая натура" в лице иностранного бизнеса это понимает, и мы входим во вторую фазу.

А фаза эта – переход от количества к качеству. За прошедшее с 24 февраля время бизнес проделал значительную работу. Иностранные компании оставили эмоции (если те имели место), выработали дальнейшую стратегию и начали ее реализовывать. Многие уже отделили российские активы в самостоятельный бизнес, другие продали активы в России местным игрокам, третьи (как те же Cisco и Microsoft) от приостановки деятельности перешли к планомерному уходу с рынка, некоторые остались в РФ. Иными словами, все иностранные игроки определились с тем, как они видят будущее и связывают ли его с работой в России. И их шаги теперь носят не временный, не сиюминутный характер - решения принимаются надолго, если не навсегда.

Со стороны российского регуляторов с 24 февраля также была проделана работа, которая (хочется в это верить) пройдет тот же путь от количества к качеству. Приняты три пакета мер поддержки ИТ-отрасли. Российские айтишники получили ряд льгот, вроде низких ставок по ипотеке или отсрочки от службы в армии, а самим ИТ-компаниям обещаны льготные ставки по кредитам и налоговые послабления.

Здесь, однако, также необходимо переходить ко второй фазе, когда значительное количество льгот и преференций становится более качественным. Иными словами, самое время "доработать напильником" принятые меры поддержки, чтобы сделать их более эффективными и прицельно работающими. Стоит также более тщательно относиться к тому, чтобы меры поддержки получали именно те компании, которые требуется поддержать. Например, на минувшей неделе в реестр ИТ-компаний Минцифры был включен МТС Банк, где он составил компанию таким "айтишным" организациям как "Почта России", Сбербанк, Тинькофф Банк. Добавление в реестр позволяет компаниям претендовать на определенные льготы, но не всегда в полной мере.

Безусловно, в современных реалиях штат банка или почтового оператора не может обойтись без большого количества ИТ-специалистов, а некоторые банки уже смело (и не без оснований) называют себя финтех-компаниями или "ИТ-компаниями с банковской лицензией". Но все же следует учитывать, что основным видом деятельности этих организаций является не создание продуктов в ИТ-сфере, чтобы не получилось так, что льготы разойдутся по многочисленным сотрудникам многочисленных "дочек" каких-нибудь крупных банков, оставив за бортом часть профильных ИТ-компаний и их сотрудников.

Так или иначе, есть надежда что к третьей фазе переустройства отечественного ИКТ-рынка мы подойдем во всеоружии, имея в качестве инструментов развития выверенные и прицельно помогающие отрасли льготы и преференции, а также не только параллельный импорт в качестве единственного канала получения современного оборудования и технологий, но и отечественные разработки.