Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, в котором прописан механизм совместной работы операторов мобильной связи в населенных пунктах, где присутствует только один сотовый оператор. Оператор-донор должен на определенных и равных для всех условиях, заключив договор, разрешать совместное использование радиочастотного спектра и инфраструктуры.
© ComNews
11.07.2022

Законопроект прописывает механизм совместного использования радиочастотного спектра и средств связи операторами для того, чтобы позволить пользоваться мобильной связью на территориях населенных пунктов, где по разным причинам есть только один оператор связи.

Ведение перечня таких населенных пунктов будет осуществлять Минцифры России в соответствии с порядком, установленным правительством РФ. Законопроект вводит обязанность оператора связи, являющегося единственным оказывающим услуги на территории не менее чем две трети населенного пункта (оператор-донор), предоставить радиочастотный спектр и средства связи другому оператору связи, имеющему лицензию на оказание услуг связи в субъекте РФ, где находится такой населенный пункт. Оператор-реципиент обязан обратиться за заключением договора о совместном использовании радиочастотного спектра и средств связи к такому оператору-донору в определенный срок.

От обязанности заключать договор о совместном использовании освобождаются операторы связи, использующие виртуальные сети, а также операторы связи, у которых в год включения населенного пункта в перечень истекает срок действия лицензии на оказание услуг связи в этом населенном пункте и которые продлевать ее не планируют.

Урегулирование споров и разногласий между сторонами договора о совместном использовании будет осуществляться в рамках действующего законодательства. В законопроекте для оператора-донора предусмотрена обязанность устанавливать равные условия совместного использования инфраструктуры для других операторов связи. В случае, если ввод в действие новых средств связи, внедрение новых технологических решений, вывод из эксплуатации или модернизация устаревших средств связи оказывают существенное влияние на условия совместного использования радиочастотного спектра и средств связи, оператор-донор обязан предложить новые условия для совместного использования радиочастотного спектра и средств связи.

Операторы связи обязаны заключить договор о совместном использовании в течение 90 дней со дня обращения к оператору-донору. "Получение разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, а также техническая реализация системы оперативно-разыскных мероприятий возлагаются на оператора сотовой связи, который обратился к оператору-донору", - отмечают авторы законопроекта.

Пресс-служба Минцифры отметила, что базовая станция одного оператора, которая стоит в малонаселенном пункте, не обеспечивает возможность пользоваться этими сервисами абонентам других операторов связи. "Законопроект позволит снять такое ограничение. Также на территориях малонаселенных пунктов экономически неэффективно всем операторам связи иметь свои базовые станции, это нецелесообразно в связи с низкой окупаемостью. Минцифры России предлагает вариант, при котором базовая станция одного оператора обеспечит обслуживание всех абонентов. Это поможет установить бесперебойную работу мобильной связи и интернета. Переход на одну базовую станцию не повлечет дополнительных затрат для абонентов", - объяснили представители министерства.

Представители операторов сотовой связи "большой четверки" (МТС, "МегаФон", "Билайн", Tele2) отказались от комментариев.

Руководитель исследовательского центра по технологиям 5G (ЛИЦ 5G) на базе Сколтеха Виталий Шуб говорит, что оценить, насколько сократятся расходы операторов после принятия законопроекта невозможно, в силу нерыночности и высокой конфликтогенности положений нового закона. По его словам, идея о понуждении оператора к сотрудничеству со своими конкурентами, с угрозой судебного шантажа со стороны другого оператора, вне зависимости от финансовых и технических проблем и их последствий, делает подобный вопрос некорректным.

Виталий Шуб считает, что принятие данного законопроекта абсолютно не нужно. "Улучшение покрытия национальной абонентской базы должно стимулироваться регулятором путем создания благоприятной для операторов конкурентной рыночной среды, включая предоставление льготных условий выделения низкочастотного спектра для LTE, а потом и 5G (450, 700-900, 1800, 2100, 2300-2400 МГц), и развития транспортной инфраструктуры до удаленных БС. Идея фактического создания единого метаоператора сотовой связи за счет принудительного шеринга сайтов ничего, кроме межоператорских локальных войн, не принесет", - объясняет Виталий Шуб.

По его словам, условия заключения договора между оператором-донором и реципиентом прописаны в законопроекте не релевантно. "По сути, донор оказывается наказан регулятором за свое присутствие в том или ином населенном пункте, с обязанностью безропотно выполнять все требования реципиента под угрозой судебного "понуждения", - отмечает он. По его словам, законопроект больше на стороне реципиента – у него появляется рычаг судебного шантажа донора. А донор, исходя из норм данного законопроекта, только теряет, ничего не приобретая взамен. "Как и любые меры репрессивного, принудительного характера, такой законопроект, кроме превращения национального сотового пейзажа в сплошное поле битвы между операторами, ничего дать не может, а уж тем более – стимулов для развития рынка", - считает Виталий Шуб.

Генеральный директор некоммерческой организации "Ассоциация операторов телефонной связи" (АОТС) Сергей Ефимов отметил, что документ должен пройти антикоррупционную экспертизу. "Лоббирование "совместного использования" означает, по сути, лишение прав собственности или права пользования. Исполнительная власть просто строит монополию. Пустой документ", - сказал эксперт.

"Если каждый оператор вместо строительства фрагмента общей сети связи общего пользования будет строить свое "государство", то никаких ресурсов не хватит. Никому в голову не приходит проводить две-три линии газа, электричества, воды. Вместо перекрестного оказания услуг они строят "самостийное" государство в виртуальном пространстве. Никаких "федеральных" сетей быть не должно. Есть ССОП. Она подвижная и фиксированная", - объяснил Сергей Ефимов.

По его словам, уже сейчас операторы могут пользоваться и владеть оборудованием совместно, а вот разместить в одном месте (а именно так формируется разрешение на частоты) два-три передатчика разных операторов невозможно по физическим законам.

"Они будут просто мешать друг другу, и никаким постановлением это отменить нельзя. Природа сильнее. Использование базовых станций с одинаковой полосой возможно либо при договорном строительстве общей сети, либо при монополии. По сути, они хотят устроить иерархию там, где была конкуренция", - сказал Сергей Ефимов. По его мнению, документ практического смысла не имеет, а является упражнением для юристов.

"Договор написать можно, только пользоваться возможности не будет. Донор будет легально приторговывать частотами. Сейчас это может делать только государство. Все пытаются свести к ситуации "купи у государства, а потом продавай мелким оптом и наживайся". Раньше так было с телефонной нумерацией. Как только появилась живая конкуренция - спрос удовлетворили. Здесь все повернуто не на абонента, а для наживы. Проблемы пользователя и государства не решаются", - заключил генеральный директор АОТС.

Новости из связанных рубрик