Проект "Умный город" Минстроя РФ де-факто превратился в "Умный регион". Губернаторы субъектов Федерации хотят получать данные в единых форматах из всех муниципалитетов. К тому же региональные власти, в отличие от муниципальных, имеют больше финансовых ресурсов для заказа цифровых платформ и сервисов. Хотя де-юре главы городов не подчиняются губернаторам.
© ComNews
18.07.2022

Минстрой инициировал ведомственный проект "Умный город" в 2018 г. - тогда его лицом стал заместитель главы этого министерств Андрей Чибис. Минстрой пообещал добиться федерального финансирования "Умного города" в размере 13 млрд руб.

https://www.comnews.ru/content/115715/2018-11-12/goroda-poumneyut-za-13…

Однако прямого федерального финансирования проект "Умный город" так и не получил. Поэтому в 2019 г. Совет Федерации, "Ростелеком" и Минцифры предложили альтернативный проект - "Цифровой регион". Смена фокуса сделана из предположения, что у субъектов Федерации, в отличие от городов, найдутся собственные средства на цифровые проекты.

https://www.comnews.ru/content/202459/2019-10-21/2019-w43/cifrovoy-regi…

В июне 2020 г. стало известно, что вложения в "Цифровой регион" оцениваются в 137,3 млрд руб. (из которых 70,3 млрд руб. инвестирует федеральный бюджет, а остальное - региональные власти). Однако старт проекта несколько раз откладывался из-за перераспределения бюджетных средств на борьбу с коронавирусом и его последствиями. После старта военной операции на Украине о "Цифровом регионе" никто не вспоминал.

Однако на III Всероссийском форуме "Умный город. Новые вызовы", который Минстрой провел 14-16 июля в Мурманске, выяснилось, что многие региональные власти замкнули проекты "Умный город" на себя. Губернатор Мурманской области Андрей Чибис, который переместился в это кресло из Минстроя в марте 2019 г., заявил с трибуны форума: "Практическая реализация сильно отличается от того, что декларируется. Мы сразу решили, что все цифровые платформы в Мурманской области будут едиными для всего региона, а муниципалитеты будут подключаться к ним. Поэтому мы говорим об "Умном регионе", а не об "Умном городе". Андрей Чибис призвал закрепить такие обязательства городов в законодательстве: "Важно докрутить это на уровне регулирования, чтобы какой-нибудь областной город Ковдор, который шумел по этому поводу, не создавал свою платформу, из которой никто вовне не сможет получить данные".

Аналогичным путем пошли и другие субъекты Федерации, включая Белгородскую и Новгородскую области. Представитель последней рассказал ComNews, что на уговоры и принуждение муниципальных образований к использованию единых для всего региона цифровых решений ушло два года.

Министр цифрового развития и связи Красноярского края Николай Распопин указал на объективную сложность таких действий: "Ничего навязывать муниципальным образованиям мы не можем: региональная и муниципальная власть является двумя различными ветвями". Действительно, ст.12 Конституции России гласит: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Правда, среди принятых в 2020 г. поправок в основной закон страны появилась и такая (ст.132, п.3): "Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории".

Первый субъект Федерации - Пермский край уже готовится принять программу "Умный регион". Министр информационного развития и связи Пермского края Петр Шиловских сообщил, что региональное Минсвязи уже полгода работает над концепцией "Умного региона". "У нас в крае большое количество промышленных предприятий. Они наращивают производственные мощности, и им требуется новое жилье для сотрудников. Предприятия повышают цифровую зрелость, и жилые микрорайоны для новых специалистов тоже хотят делать умными. Концепция умного региона нам необходима, в том числе для того, чтобы формализировать и стандартизировать элементы умных зданий для прохождения госэкспертизы, так как не только у нас, но и у других регионов имеются сложности с обоснованием в технической документации элементов умного города", - пояснил Петр Шиловских корреспонденту ComNews. Он также добавил, что федерального стандарта "Умный город", который создал Минстрой России, недостаточно, чтобы учесть все особенности регионов - поэтому нужны и региональные стандарты "Умного города".

На недавнем региональном совещании по внедрению цифровых технологий в Пермском крае депутат Госдумы Антон Немкин подчеркнул, что естественным развитием концепции "Умного города" становится "Умный регион", а затем и распространение этих технологических решений на другие субъекты Федерации.

Вице-президент по стратегическим инициативам ПАО "Ростелеком" Борис Глазков заявил: "В государстве есть дуализм - муниципальное и региональное управление. Но признаемся друг другу: административный процесс идет и основные решения принимаются на региональном уровне. Поэтому то, что делает в этом направлении "Ростелеком", мы назвали "Цифровой регион". И в последние полтора года мы видим, что применяется именно этот подход".

С тем, что проекты "Умный город" нужно начинать с уровня региона, согласен и Сергей Геворков - основатель ООО "ХельгиЛаб", создающего цифровые двойники городов.

"Я за системный подход: от общего - к частному, то есть от умного региона - к умному городу", - вторит директор технопарка Morion Digital Оскар Ягафаров.

Первый заместитель губернатора Белгородской области Евгений Мирошников оценивает логику развития несколько иначе: "Конечно, мы создаем умный регион, но город быстрее готов принять инновации. Поэтому по факту мы идем от умного города к умному региону".

Николай Распопин из Минцифры Красноярского края не видит смысла в дискуссии о том, что первично, - "Умный город" или "Умный регион". "Это игра словами. Просто "Умный регион" предполагает тиражирование на все муниципальные образования", - ответил он корреспонденту ComNews.

"Если сделать что-то во всем регионе сразу, решение может оказаться неоптимальным и финансирование переделки станет неподъемной задачей. Поэтому лучше обкатывать решения на уровне города, и только те их них, которые оказались хорошими, масштабировать на весь регион", - добавил Роман Астанков, генеральный директор ООО "ОТЗВУК", которое разрабатывает системы оповещения.

Такой подход разделяет и менеджер продукта "ГеоЭффект" в ПАО "МТС" Михаил Голубев: "Как показывает практика, важно быстро сделать, протестировать, а потом - масштабировать. Мы идем от города к региону: это более быстрый путь к тому, чтобы создать умный регион".

Руководитель направления SberDevices Николай Голубков говорит: "Начинать нужно с себя. Если серьезно, то начинать нужно с региона, получив верхнеуровневую поддержку. Но практика показывает, что внедрять что-то в масштабах страны или даже региона невозможно: нужно начинать с пилотного проекта в одном городе".

Директор по акселерации кластера передовых производственных технологий фонда "Сколково" Наталья Чернышева видит дилемму так: "Я всегда выступаю за системный подход, а это значит "Цифровой регион". Но само продвижение проекта - итерационное: сначала решение запускается в отдельных городах. Есть технологии, которые уже прошли апробацию во многих городах, например видеонаблюдение и некоторые образовательные решения (после пандемии коронавируса), - их можно внедрять сразу в масштабах региона. Но есть множество иных решений, которые еще предстоит протестировать в пилотных городах".

Интересно, что региональные власти, принуждая муниципалитеты к использованию единых цифровых платформ и сервисов, страдают от таких же действий федерального правительства в свой адрес.

Евгений Мирошников из Белгородской области на форуме "Умный город. Новые вызовы" посетовал: "Важно, чтобы федеральные органы исполнительной власти четко определяли вектор цифрового развития. Неоднократно случалась ситуация, когда федеральная власть говорит, что не будет заниматься определенной темой, мы начинаем делать шаги в этом направлении, а через несколько лет коллеги запускают единую федеральную платформу, фактически сметая все те решения, в которые вкладывались регионы. Мы могли бы потратить эти усилия на решение других задач - их в каждом регионе очень много. Федеральные органы власти все активнее начинают спускать нам единые решения. Если так пойдет дальше, то я не вижу перспектив у региональных компаний, которые занимаются проектами на уровне субъектов".

Роман Астанков из "ОТЗВУКа" рассуждает: "В указе президента РФ №1522 от 13 ноября 2012 г. написано, что все технические средства оповещения должны на программно-аппаратном уровне сопрягаться. Но это не работает: в каждом субъекте Федерации - свое кино с оповещением. В любой розетке 220 вольт и 50 герц - и в умном городе должна быть федеральная нормативная база, общие протоколы и подходы, и все производители должны работать по этим правилам".

Новости из связанных рубрик