Новости / июль 2022
Хаос и Excel царят в отечественной цифровизации

Почти 50% российских компаний для управления рабочими процессами до сих пор используют Excel. BPM-системы применяют менее 20% организаций. При этом темпы цифровизации бизнеса в России высокие: 75,5% компаний признались, что работают над проектами по автоматизации бизнес-процессов. И только у 4% компаний таких проектов нет, и они не планируются.
© ComNews
19.07.2022

Об этом свидетельствуют предварительные данные первого независимого исследования скорости и эффективности цифровой трансформации в России. Инициаторами исследования выступают Российская ассоциация BPM-профессионалов, компания Artezio (входит в группу "Ланит") и Comindware. На вопросы отвечали представители крупных компаний, а также среднего и малого бизнеса.

По данным исследования, в России 49,8% компаний используют для управления рабочими процессами Excel. А вот полноценные BPM-системы, которые позволяют автоматизировать значительную часть процессов, применяют меньше 20% участников исследования.

Директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин рассказал ComNews, что постепенно уровень "автоматизации" процессов с помощью Excel снижается. "И если сейчас уровень такой автоматизации составляет 50%, то еще два года назад он был значительно выше - около 70-78%. Снижение уровня применения таблиц обусловлено повышением доступности более комплексных инструментов для автоматизации, которые специально разработаны для бизнеса. Такие решения стали активно развиваться и продвигаться на российском рынке. При текущем интересе к новым средствам в этой области уровень "табличной" автоматизации в России должен упасть на 20-30% к 2025 г. - прогнозирует он. - Но в любом случае останутся компании, которым будет этого достаточно для цифровизации внутренних процессов. Популярность таблиц объясняется доступностью этих решений и относительной простотой в освоении. Кроме этого, бизнесу иногда такая "автоматизация" практически ничего не стоит. Внедрение специальных инструментов - это инвестиции. Но не все компании готовы тратить средства на цифровизацию и специальные решения. Поэтому применение таблиц в какой-то мере решает определенные задачи бизнеса, позволяя экономить деньги. Но в долгосрочной перспективе они не являются заменой полноценных BPM-систем. По мере роста компании сталкиваются с необходимостью применения специальных решений. 20% применяющих BPM-системы - скромная цифра, которая свидетельствует, что процесс автоматизации бизнеса в России находится еще на начальном этапе. Но очевидно, что этот показатель будет быстро расти. Мы видим повышение спроса на программную разработку и средства автоматизации со стороны российских заказчиков. Поэтому в ближайшие несколько лет показатель может удвоиться как благодаря заказной разработке, так и растущей популярности low- и nocode-решений. Вопрос только в том, готовы ли российские компании инвестировать в новые инструменты. По мере того, как будет усиливаться конкуренция на рынках, мы будем видеть больше примеров внедрений BPM-систем".

По словам авторов исследования, в российском бизнесе наблюдается "хаос" технологий и подходов, который негативно влияет на темпы цифровизации. Так, например, 61,2% компаний применяют различное ПО для автоматизации работы. Причем 53% компаний замечают плохую совместимость программного обеспечения от разных производителей.

"Обеспечить взаимодействие различных приложений и сервисов от разных вендоров сложно, поэтому бизнес может не получить существенный выигрыш от применения цифровых технологий", - отмечают эксперты.

Дмитрий Паршин пояснил, что проблема заключается в том, что бизнес часто применяет для автоматизации процессов решения от разных производителей. "Очень часто они плохо взаимодействуют между собой, что снижает эффективность. В идеале нужно переходить к использованию универсальных программных инструментов, созданных под заказ, где все процессы продуманы изначально. Нужно понимать, что цель автоматизации не состоит в том, чтобы последовательно внедрять одиночные программные решения, закрывая по шагам потребности бизнеса. Настоящий эффект от новых технологий можно получить благодаря комплексным продуктам, которые обеспечивают бесшовную и быструю передачу, обработку данных и принятие решений. Однако если вы в одном месте применяете один программный продукт, а потом "руками" переносите данные в другую систему, то эффект от автоматизации снижается, а иногда теряется и ее смысл. Да, компании видят эту проблему, стараясь решить ее переходом на кастомное решение либо на специализированную платформу. В идеале нужно стремиться к внедрению в России средств автоматизации с применением элементов IoT, чтобы модернизировать еще и оцифровку данных из реального мира. Но это пока достаточно отдаленная перспектива".

Примечательно, что темпы цифровизации бизнеса в России высокие. По крайней мере 75,5% охваченных исследованием компаний признались, что уже работают над проектами по автоматизации своих бизнес-процессов. И только у 4% компаний таких проектов нет, и они не планируются.

Инвестиции в инструменты по автоматизации бизнеса обосновываются желанием повысить производительность и эффективность работы. Такой вариант ответа выбрало 90,2% от общего количества респондентов. Только 5,9% участников исследования вкладывают деньги в автоматизацию, чтобы соответствовать требованиям государственных регуляторов.

Руководитель региональных продаж ИТ-решений для бизнеса компании "Девелоника" (ГК Softline) Анна Шадрина отметила, что, если исключать Excel из привычного набора инструментов, нужно быть готовыми к неудобствам. "Excel дает мнимое ощущение, что работа делается все быстрее. Эта иллюзия контроля может дорого обойтись в прямом смысле слова. Мы видим два возможных сценария, по которым пойдут компании. Первый - не благодаря, а вопреки. Когда это "узкое место" процесса проявит себя и компания понесет ощутимые потери. Второй сценарий - компании осознают необходимость выработки не только ИТ-стратегии, но и стратегии цифровизации на 5-10 лет с ежегодной декомпозицией целей, - прокомментировала она. - Радует, что 90% компаний на самом деле осознают необходимость и выгоду цифровизации, а не подходят к ней формально".

Руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог", разработчик BPM-платформы POLYCODE Людмила Богатырева подтвердила, что Excel, действительно, является наиболее массовым инструментом автоматизации рабочих процессов российских компаний. "Этому есть простое объяснение: он дешевый, быстро внедряется, легко адаптируется под изменения. Тем не менее он не может справиться с масштабированием и защитой данных. Когда компания начинает активно расти, функционала Excel становится недостаточно: данные теряются, портятся, к ним нет одновременного доступа у нескольких сотрудников. На этом этапе приходит осознание потребности в BPM-решении. И скорее всего, не ранее этого этапа организация будет к нему готова. Во-первых, - поясняет она, - для внедрения BPM нужны устоявшиеся бизнес-процессы, система менеджмента качества. Если их нет и в компании царит атмосфера "стартапа", то цифровизация не принесет ощутимых результатов. Во-вторых, BPM неэффективен в рамках одной проектной команды: если сотрудники сидят в одном кабинете, им удобнее решать вопросы лично, а не путем назначения задач в BPM. Наконец для внедрения систем такого типа нужны значительные финансовые ресурсы как на внедрение, так и на компетентного менеджера проекта на стороне компании. Думаю, Excel не скоро перестанет быть ключевым решением для автоматизации. Если он успешно закрывает все потребности организации, значит, она еще не готова к внедрению BPM".

Что касается многообразия ПО, по словам Людмилы Богатыревой, это классическое явление для любой средней или крупной компании. "Как правило, ИT-решения внедряются постепенно, по мере появления потребности в цифровизации того или иного сегмента деятельности. Это разные вендоры, разные технологии, разное качество исполнения - своеобразный "зоопарк решений". Отсюда и складывается впечатление о хаосе. Но он не безвыходный. Чтобы избавиться от хаоса, не надо затевать мегапроект по замене "наследия" единой платформой. Сквозной цифровизации можно добиться, интегрировав существующие решения: обеспечить однократный ввод данных пользователями, прослеживаемость и предсказуемость их действий в системах", - прокомментировала она.

Новости из связанных рубрик