Пользователи Yandex Cloud удвоили потребление облачных сервисов
Облачная платформа Yandex Cloud подвела итоги I полугодия 2022 года. Количество клиентов платформы увеличилось на 89% по сравнению с I полугодием 2021 года – до 23,1 тыс. пользователей.
Реальное потребление облачных сервисов Yandex Cloud выросло на 115%. Пользователи активнее переносят в облако существенную часть IT-решений – как внутренних, так и клиентских, а после знакомства с платформой наращивают количество проектов, разрабатываемых изначально в облачной среде.
Заметно растут темпы, с которыми текущие и новые клиенты наращивают потребление сервисов облачной платформы. Yandex Cloud наблюдает этот тренд с начала 2021 года. В 2021 году средний чек на одного клиента увеличился на 104% по сравнению с 2020 годом. В I полугодии 2022 года – еще на 64%.
При этом повышение цен на отдельные группы сервисов с мая 2022 года повлияло незначительно на рост среднего чека в I полугодии 2022 года. Более значимый эффект оказал тот факт, что клиенты Yandex Cloud активнее используют платформу для создания и дальнейшей эксплуатации критических для бизнеса сервисов, а не только для экспериментов в тестовой среде. Рост реального потребления облачных сервисов Yandex Cloud составил 115% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Кроме того, по результатам регулярного исследования удовлетворенности пользователей за I полугодие 2022 года, для 72% клиентов Yandex Cloud – это платформа для долгосрочного сотрудничества.
Новые отраслевые лидеры по темпам роста потребления
Банки, ритейл и ИТ-компании сохраняют лидерство в объемах использования облачных сервисов. При этом в I полугодии 2022 года появились новые отраслевые лидеры по темпам роста потребления сервисов Yandex Cloud – промышленность, healthtech, транспорт и логистика.
За последние 1,5 года промышленные компании стали активнее использовать машинное обучение и Managed Service for Kubernetes для автоматизации развертывания, масштабирования и управления контейнеризированными приложениями. Нарастив в I полугодии 2022 года реальное потребление облачных сервисов, компании этой отрасли вдвое увеличили средний чек.
В 2 раза увеличился средний чек и в сегменте транспорта и логистики. Эта отрасль использует облачные сервисы чаще всего для локализации данных систем обслуживания и автоматизации коммуникаций с пассажирами.
У компаний сегмента healthtech средний чек увеличился в 2,7 раза. Особенно активно эта отрасль использует сервисы для работы с данными в облаке – средний чек по потреблению этой группы сервисов вырос в 4,3 раза. В медицине платформу применяют для безопасного хранения и обработки чувствительных данных, а также для быстрой проверки гипотез и масштабирования инфраструктуры.
"Многие компании уже прошли путь от первых экспериментов с облаком к его полноценному использованию для размещения бизнес-критичных систем. Часть компаний в процессе успела нарастить серьезную собственную экспертизу и в принципе делает cloud-native подход опцией по умолчанию для любых новых цифровых продуктов и инициатив, – комментирует Александр Черников, коммерческий директор Yandex Cloud. – При этом последние полгода были достаточно турбулентными и для отдельных клиентов, и для целых отраслей. На этом фоне стало очень заметно, что организации, которые оказались готовы к облачным подходам, гораздо быстрее реагируют на происходящие в бизнесе изменения и на порядок легче с ними справляются".
Наиболее популярные облачные сервисы
В I полугодии 2022 года возник дополнительный спрос на инфраструктурные сервисы на фоне приостановки деятельности международных провайдеров. При этом клиенты Yandex Cloud продолжили активно наращивать потребление и PaaS-сервисов, поэтому распределение долей IaaS и PaaS осталось на том же уровне, что и в 2021 году. В I полугодии 2022 года доля выручки IaaS-сервисов Yandex Cloud составила 55%, как и годом ранее.
Компании продолжают переходить на микросервисную архитектуру, в связи с чем потребление сервисов группы "Контейнерная разработка" увеличилось в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. При этом потребление основного сервиса группы – Managed Service for Kubernetes – за I полугодие 2022 года выросло на 259%. Все чаще его используют в связке с сервисами для управления базами данных.
Группа "Платформа данных" в 2022 году также остается одной из самых быстрорастущих. В I полугодии 2022 года потребление сервисов этой группы выросло в 2,5 раза. Корпоративные заказчики, которые хранят и обрабатывают данные, используют облачные сервисы для динамического ценообразования, продуктовой аналитики, анализа логов, создания всех видов отчетности и разработки рекомендательных систем. Сервисы для работы с данными использует 3,4 тыс. клиентов.
Точкой роста потребления в группе "Машинное обучение" стали сценарии, связанные с синтезом и распознаваниям речи. В абсолютных цифрах в I полугодии 2022 года рост потребления Yandex SpeechKit составил почти 60%.
Растет спрос на весь спектр инструментов платформы Yandex Cloud – от сервисов для трансформации бизнеса и быстрого создания цифровых продуктов до бизнес-приложений.
Так, количество аккаунтов в системе для управления проектами Yandex Tracker по итогам I полугодия 2022 года выросло в 5,7 раз по сравнению с I полугодием 2021 года. Ориентируясь на потребности и пожелания пользователей, в этом году команда Yandex Cloud добавила в сервис более 100 улучшений.
За последний год количество активированных аккаунтов в сервисе визуализации и анализа данных Yandex DataLens выросло более чем в 3 раза и превысило 7 тыс. Yandex DataLens используют компании разных отраслей и масштабов – от небольших технологических стартапов до крупных банков и федеральных розничных сетей.
Одним из приоритетов платформы остается популяризация сервисов группы "Бессерверные вычисления". Более 15% крупных платящих клиентов уже пользуются уникальными для российского облачного рынка инструментами serverless-разработки Yandex Cloud, позволяющем работать с данными, создавать веб-приложения и чат-ботов.
"Мы продолжаем развивать облачную платформу, которая дает пользователям доступ к полному спектру облачных сервисов для оптимизации затрат, более быстрого создания новых цифровых продуктов и трансформации бизнеса, – отмечает Алексей Башкеев, генеральный директор Yandex Cloud. – Мы пополнили портфель сервисов, существенно расширили функциональность некоторых из имеющихся. В течение года мы планируем еще ряд обновлений, над которыми сейчас работаем".
Финансовые результаты Yandex Cloud за I полугодие 2022 года:
Выручка Yandex Cloud за 6 месяцев 2022 года составила 3,2 млрд рублей – в 3 раза выше, чем за аналогичный период 2021 года.
Yandex Cloud впервые получила положительный показатель прибыли на скорректированном уровне EBITDA.
Вклад в выручку крупных компаний и среднего и малого бизнеса остается равным – по 50%.
Доля потребления облачных сервисов компаниями группы Яндекса в общей выручке Yandex Cloud в I полугодии 2022 года не превышает 5%, как и годом ранее.
Поддержка IT-сообщества
За I полугодие 2022 года количество компаний-партнеров Yandex Cloud выросло на 25% – до 320. Чтобы помочь интеграторам наиболее эффективно работать с клиентами, компания добавила в партнерскую программу технологические специализации по фокусным продуктовым направлениям. Также в программе появились партнерские инструменты, защищающие инвестиции в развитие практики Yandex Cloud, в том числе регистрация сделок, онлайн-обучение партнеров, программы софинансирования проектов по миграции клиентов на платформу и ко-маркетингу.
Для развития компетенций, необходимых для использования облачной платформы, c 2021 года Yandex Cloud развивает собственную образовательную программу и выступает партнером по обучению облачным технологиям на сторонних площадках: Нетология, OTUS, SkillFactory и других. Кроме того, компания поддерживает обучение студентов в вузах. Например, курс Yandex Cloud "Инженер облачных сервисов" преподают в пяти топовых российских вузах. Благодаря поддержке Yandex Cloud более 7,7 тыс. выпускников обучены облачным технологиям. Только в I полугодии 2022 года их количество выросло вдвое.
Yandex Cloud продолжает поддерживать программу грантов для IT-стартапов и научных проектов. За 1,5 года компания предоставила почти 300 стартапам облачные мощности на сумму превышающую 89 млн рублей.
В мае 2022 года Yandex Cloud запустила программу поддержки небольших технологических компаний. Ее задача – помочь снизить порог входа малого и среднего бизнеса в облачные технологии в сложный период. Программа позволяет IT-компаниям быстрее проверять бизнес-гипотезы, осваивать новые ниши и создавать цифровые продукты и сервисы. В рамках программы Yandex Cloud выделяет ресурсы для развития IT-проектов. За полтора месяца с момента запуска заявки на получение облачных ресурсов Yandex Cloud подали 88 компаний.
"Мы продолжим инвестировать в развитие и поддержку IT-сообщества, ведь именно от этого зависит и возможность продолжать кратный рост Yandex Cloud, – отмечает Олег Коверзнев, операционный директор Yandex Cloud. – Помогает росту IT-рынка и развитие экосистемы сервисных партнеров, которые дополняют нашу платформу своими специализациями. Также мы продолжим поддерживать IT-стартапы и индивидуальных разработчиков, создающих цифровые продукты для массового рынка. И, пожалуй, самый долгосрочный и масштабный наш проект – общедоступное прикладное образование в сфере облачных технологий. Оно помогает создавать новые возможности для специалистов и, конечно, для компаний, которым нужны практики, а не теоретики цифровой трансформации".