Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
08.08.2022

Минувшая неделя выдалась плодотворной для Минцифры в работе с реестром ИТ-компаний, попадание в который с некоторых пор дает право на целый ряд государственных мер поддержки. Отраслевой регулятор актуализировал реестр, исключив из него около 500 структур, а также представил новый порядок аккредитации ИТ-компаний. Бурная активность министерства похвальна, однако невозможно отделаться от ощущения, что реализовать работу можно было более эффективно.

В начале прошедшей недели Минцифры заявило, что реестр аккредитованных ИТ-компаний актуализирован, исключив из него 490 организаций, в числе которых более 150 бюджетных учреждений, 32 банка, 12 страховых компаний и ряд других не относящихся к ИТ организаций. Эта чистка не стала самой массовой за историю существования реестра: например, в сентябре 2021 года из него исключено около 1,6 тыс. организаций. Но она стала первой после того, как попадание в реестр заиграло для компаний новыми красками.

В марте этого года был анонсирован третий - антикризисный - пакет мер поддержки ИТ-компаний. Они включают как льготы по налогам, кредитам, гранты с 80%-ным госфинансированием, так и "персональную помощь" в виде отсрочки от армии и льготной ипотеки для сотрудников. Условием получения многих льгот является присутствие компании в реестре Минцифры.

https://www.comnews.ru/content/219486/2022-03-29/2022-w13/tretiy-paket-protiv-sankcionnykh-bed

Естественно, как только ИТ-компанией стало быть не только "модно", но и выгодно, количество "ИТ-компаний" в реестре начало расти как на дрожжах. К началу лета текущего года в списках ИТ-компаний в реестре значилась 26 351 структура. При этом более 40% из них - 10 587 юрлиц - внесены после 24 февраля 2022 года.

Внезапное непреодолимое желание многих структур стать "ИТ-компанией" не осталось без внимания отраслевой общественности. Со стороны настоящих айтишников все громче и настойчивее начало звучать недовольство, что, например, многочисленные и далекие от ИТ "дочки" крупных банков вдруг все как одна записались в ИТ-компании.

Судя по всему, голоса недовольных были услышаны где-то на самом верху, и Минцифры, как профильному регулятору, поручили навести порядок.

https://www.comnews.ru/content/221469/2022-08-02/2022-w31/mincifry-prov…

Между тем, если вглядываться в то, как реализована "чистка рядов", возникает чувство недоумения. Да, из реестра исключены многочисленные "дочки" банков, но при этом под раздачу попали и такие компании, как АО "ЭР-Телеком Холдинг" или ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) - а это не только телеком-операторы, но и провайдеры цифровых сервисов. Очевидно, что эти компании имеют больше отношения к сфере ИТ, чем, например, ООО "Зоогалерея 77", которое в реестре осталось, хотя его сфера деятельности по основному ОКВЭД - розничная торговля цветами и другими растениями, семенами, удобрениями, домашними животными и кормами для домашних животных.

Появляются в реестре и другие диковинные "ИТ-компании". Например, среди новичков (внесено в реестр 30 июля 2022 г.) - ООО "Современные фасадные решения", которое до марта 2019 г. называлось ООО "Центр утепления балконов". Эта строительная фирма с пятью сотрудниками 29 июля 2022 г. сменила основной ОКВЭД на 62.01 ("разработка компьютерного программного обеспечения"), и уже на следующий день Минцифры объявило ее ИТ-компанией.

Вторая инициатива, с которой выступило министерство на минувшей неделе, носит название "Новый порядок аккредитации ИТ-компаний". На официальном сайте Минцифры тезисно представлены его основные положения. Не указан, к сожалению, юридический статус этого "порядка", но ряд предложений регулятора выглядят разумными и своевременными.

https://www.comnews.ru/content/221491/2022-08-03/2022-w31/mincifry-vystavilo-it-usloviya

Например, среди условий для аккредитации в качестве ИТ-компании появится необходимость иметь профильный ОКВЭД в качестве основного - и это вопросов не вызывает. Хотя такой подход, как видно из примера, приведенного выше, не является гарантией, что "ИТ-компании" по утеплению балконов и продаже кормов для животных перестанут попадать в реестр.

Однако многие из положений нового порядка требуют дополнительных разъяснений. В частности, Минцифры предлагает аккредитовывать компании, у которых выручка от ИТ-деятельности составляет минимум 30%. Компания должна будет вести раздельный учет доходов, а в бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период ей потребуется отразить выручку от профильной деятельности.

Эксперты отмечают, что такое нововведение может осложнить жизнь ИТ-компаниям. Необходимость вести дополнительный учет и бухгалтерию увеличит документооборот и бюрократию. ИТ-компании будут заниматься не разработкой продуктов, а заполнением анкет, отчетов и т.д. Кроме того, весьма обтекаемо звучит понятие "ИТ-деятельность". Что в него вкладывает регулятор - не поясняется.

Ряд пунктов и вовсе вызывают недоумение. Среди причин отказа в аккредитации в проекте правил указан случай, когда компания создана в результате реорганизации. Между тем 28 марта 2022 года, на встрече руководителей ИТ-компаний с членами правительства, вице-премьер Дмитрий Чернышенко четко обозначил способ получения льгот фирмами, которые действуют в иных отраслях экономики, но располагают большим ИТ-блоком: выделить ИТ-функцию в самостоятельное юрлицо. Многие компании так и поступили: например, УК "Промышленно-металлургический холдинг" 11 апреля 2022 года создала дочернее ООО "Промышленные ИТ сервисы", а инвестиционная группа "АБСОЛЮТ" 22 апреля учредила ООО "Абсолют Технологии". Де-юре все эти структуры созданы в форме реорганизации, и теперь Минцифры предлагает обделить их льготами.

Среди дочерних ИТ-компаний промышленных корпораций есть те, которые учреждены несколькими игроками рынка, а также приобретенные активы. Получается, что они смогут претендовать на льготы, а идентичные им структуры, созданные в результате выделения ИТ-функции в самостоятельное юрлицо, - нет.

Также отказ в получении статуса ИТ-компании и, как следствие, мер поддержки получат структуры, подконтрольные государству на 50% и более (прямо или косвенно). С одной стороны, государство в меньшей степени должно помогать госкомпаниям, но многие из них работают на конкурентных рынках. Оказав помощь частным фирмам, государство своими руками ослабит рыночные позиции госкомпаний. Притом что цифровая трансформация, к которой активно призывает правительство РФ, подразумевает создание внутри корпораций уникальных цифровых инструментов.

Замечательно, что в марте для ИТ-отрасли были оперативно проработаны и приняты меры помощи. Весьма вероятно, их катализатором стали опасения, что начало спецоперации на Украине спровоцирует массовый отток ИТ-кадров из страны. Но постоянное изменение правил игры и то, что некоторые меры поддержки до сих пор не запущены (начиная с грантов по схеме софинансирования 80/20), может вызвать недовольство ИТ-специалистов и спровоцировать их отъезд. А кто возместит убытки ИТ-компании, которая, попав в реестр, получила права на льготы и в расчете на их получение взяла кредит, а потом из реестра была исключена?

В целом перспективным видится подход в получении льгот, при котором от самого получателя требовался бы минимум усилий, а большая часть работы проводилась государством проактивно и автоматизировано. Наглядным примером, как может работать такой подход, стали выплаты жителям страны в разгар пандемии. Тогда президент РФ несколько раз объявлял о единоразовой выплате тем, у кого есть дети определенной возрастной категории, и всем, кто зарегистрирован на портале Госуслуг и попадал под льготные критерии, деньги приходили на банковскую карту без необходимости совершения дополнительных действий. Такой подход имел колоссальный психологический эффект. В технологической части реализации льгот профильный регулятор тоже мог бы пойти по этому пути. Очевидно, что он имеет в базах данных достаточно информации об ИТ-компаниях для того, чтобы, например, автоматически решить вопрос с предоставлением отсрочки от военной службы сотрудникам ИТ-компаний. У айтишника, который получит SMS на телефон типа "вам предоставлена отсрочка от призыва в армию, получите документ в военкомате", несомненно прибавится ощущения, что государство работает лично ему во благо, и желания продолжать жить и работать в родной стране.