Дмитрий
Лаконцев

руководитель Центра компетенций НТИ по технологиям беспроводной связи и интернета вещей на базе Сколтеха
© ComNews
08.08.2022

На днях под очередную санкционную волну США попал Сколтех. Эта же участь автоматически постигла наш Центр компетенций НТИ по технологиям беспроводной связи и интернета вещей, созданный на базе института. Попасть под санкции так же неприятно, как под внезапную бурю, но не более. Мы не собираемся посыпать голову пеплом, просить компенсаций, нам нет необходимости прикрывать санкциями отсутствие результата - все знают, что у нас есть реальный продукт и функционирующая базовая станция. Новость в том, что новостей нет: мы разработку технологий 5G/6G продолжаем, открытыми стандартами сотовой связи OpenRAN занимаемся по-прежнему, действующее решение для сетей пятого поколения демонстрируем гостям института и журналистам. Санкции лишь подтверждают правильно заданное нами направление, и ничего более. Объясню почему.

Восток не остановить

Наивно полагать, что Сколтеху просто не повезло. По сути, вся наша страна уже почти полгода находится под санкциями. Для любой компании, которая занимается хоть важным для экономики делом, попадание в очередной перечень неугодных - вопрос времени. Нам это стало понятно еще в марте, когда начался массовый исход европейских и американских компаний из России. Тогда же де-факто прекратилось взаимодействие Сколтеха с западными технологическими партнерами и поставщиками. Внесение института в санкционный список на этот процесс уже никак не повлияло.

Важнее, что мы всегда четко осознавали, что Запад - это еще не весь мир. Существует огромный потенциал для совместной работы с игроками из Китая, Индии, азиатских, арабских и африканских стран. Мы заранее начали искать партнеров, готовых сотрудничать с российскими компаниями вне зависимости от того, находятся они под санкциями или пока нет. Уникальный опыт Сколтеха как международного университета очень пригодился в выстраивании новых партнерств. Вместо полной изоляции произошла замена одних компаний на другие. С российскими партнерами работа не останавливалась.

Технологическая независимость означает полное освоение

Как так сложилось, что санкции не влияют на нашу разработку? В чем секрет того, что мы справляемся без зарубежных компаний?

Разработка высоких технологий - ключевая функция Сколтеха. Это сложный процесс с большим количеством нюансов. Уже с 2014 года он был сопряжен с санкционными барьерами, что сформировало наше понимание возможного сценария, насколько далеко может зайти экономическое и технологическое давление на нашу страну.

Подготовка к санкциям требует выполнения нескольких условий. Во-первых, необходимо освоить технологию полностью, то есть как минимум иметь команду разработчиков и исследователей, способных эту технологию развивать самостоятельно, без помощи зарубежных коллег. Во-вторых, крайне важно иметь право на неограниченное изменение и развитие перенимаемой технологии. В-третьих, если есть иностранные лицензии, то нужно предусмотреть механизм законной их регистрации как своей интеллектуальной собственности. В-четвертых, необходимо как можно раньше получить всю технологическую оснастку для проекта (оборудование, компоненты, расходные материалы).

На раннем этапе разработки было бы сложно, но наша команда занимается технологиями сотовой связи уже 10 лет (с 2012 года - LTE), так что к проекту 5G (с 2018-го) мы подошли уже с наработанными компетенциями. Это, к слову, объясняет, почему нельзя "перепрыгнуть" через 5G и сразу построить шестое поколение связи. Благодаря полученному опыту и знаниям, мы выполнили все пункты подготовки - освоили технологию, получили возможность ее изменять и дорабатывать, зарегистрировали интеллектуальную собственность, обзавелись материальной базой.

Поэтому, когда нас спрашивают: "Ну что, из-за санкций запросите еще год на проект?", то я отвечаю, что нам это не нужно, поскольку все идет четко по графику.

Частотный вопрос по предоплате

В разговоре о влиянии санкций на российский телеком рано или поздно всплывает частотный вопрос. Нас недавно спросили: как же вы будете продвигать на международной арене российские интересы по распределению радиочастотного спектра?

Тут есть важный нюанс: мы разработчики. А для разработчика частотный вопрос неважен. Все диапазоны прописаны в стандартах, и нет ничего принципиально сложного в том, чтобы обеспечить поддержку того или иного "бэнда". Конечно, с "миллиметрами" придется повозиться, к тому же это оборудование является более требовательным к ЭКБ, но в остальном - заметных различий нет.

Как разработчику, нам нужны не рассуждения, а приоритеты. За поддержку каких частот (5G/LTE) нам заплатит заказчик, под такие мы и адаптируем наше решение. Как правило, это определяется внутренним спросом и экспортным потенциалом, а теперь еще наличием компонентной базы. Этот подход актуален для существующих (4-5G), так и для будущих (6G) стандартов мобильной связи.

Мир потерял нас и пусть кусает локти

Для разработки технологий мобильной связи необходимо следовать открытым стандартам, которые находятся в свободном доступе. И санкции никак не ограничивают к ним доступ. На то эти стандарты и открытые. И соответствовать стандарту также никто запретить не может.

Введенные ограничения однозначно поставят крест на нашем потенциальном вкладе в эти стандарты. Это плохо, но страдаем от этого не только мы, но и организации по стандартизации. Уже сделанный нами вклад в развитие современных мобильных технологий на международном уровне признан иностранными специалистами. Теперь эта дверь закрыта, что стало потерей для всех.

И еще один подпункт. Наша работа над российским OpenRAN продолжается, так как заложенные в этом подходе принципы и наработки не могут измениться в угоду текущей мировой конъюнктуре. Россия по-прежнему может удержать лидерство по внедрению открытой архитектуры мобильных сетей. И это подводит нас к последней главе.

Один хороший результат и одна хорошая идея

Санкции не могут помешать разрабатывать свое "железо" и программное обеспечение. Могут создать сложности (и создают), но все решаемо. Важнее другое: санкции отвлекают нас от дела. Вместо того чтобы работать, мы обсуждаем, рефлексируем, опасаемся, осуждаем и паникуем. На мой взгляд, поступать нужно ровно наоборот: ставить перед собой цели и последовательно работать над их достижением.

Четыре года назад мы поставили перед собой цель создать российскую базовую станцию 5G, которая может быть собрана из доступных на рынке элементов. Сделали все точно по плану и сейчас доводим решение до финального результата. Наша станция все так же может быть собрана из компонентов, доступных на рынке, хотя условия на нем поменялись. Это реализованное на практике доказательство необходимости и полезности открытой архитектуры мобильных сетей.

Так что давайте работать так, чтобы не мы боялись санкций, а они нас.