Правительство направило негативный отзыв на законопроект "О майнинге в РФ". Мнения юристов разделились: одни считают, что авторам документа предстоит проработать замечания, что затормозит процесс принятия законопроекта, но вряд ли снимет его с повестки. Другие уверены, что закон не будет принят.
© ComNews
15.09.2022

Депутаты от фракции "Новые люди" внесли проект федерального закона в Госдуму в мае 2022 г.

https://www.comnews.ru/content/220392/2022-05-25/2022-w21/mayning-rf-poshel-vtoruyu-popytku

В отзыве правительства сказано, что законопроект направлен на регулирование деятельности, осуществляемой с использованием объектов российской информационной инфраструктуры, результатом которой становится создание цифровой валюты (майнинг) - с отдельными исключениями. При этом непосредственно порядок государственного регулирования майнинга и оборота цифровых валют в РФ законопроектом не устанавливается и не предусматриваются механизмы контролируемого оборота цифровой валюты, исключающего возможность использования технологий анонимизации участников рынка.

Автор отзыва - заместитель председателя правительства РФ, руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко отметил, что в законопроекте применяются термины "поддержание распределенного реестра", "обменный сервис", "оператор обмена цифровых валют", "генерация цифровых валют и их блоков", "валидация операций в реестре", "квалификация имущества", "цифровая форма", которые не используются в законодательстве РФ, что не соответствует принципу правовой определенности и приведет к противоречиям в процессе правоприменения.

"В законопроекте отсутствуют нормы, в которых определяется федеральный орган исполнительной власти, наделяемый контрольными и надзорными полномочиями в регулируемой законопроектом сфере отношений. Законопроектом предусматривается, что операции между частными лицами за собственные средства и в свою пользу не подлежат дополнительному регулированию. Вместе с тем без наличия сведений об идентифицированных держателях цифровых валют ввиду отсутствия соответствующего регулирования правоохранительные органы не смогут эффективно реагировать на правонарушения, совершаемые с использованием цифровых валют. Согласно законопроекту в деятельности, результатом которой становится создание цифровой валюты, участвуют оператор майнинга, физические лица, пользователи, операторы обмена цифровых валют, платежные системы, участники майнинга. Однако в законопроекте не определены статус, права и обязанности указанных лиц, что не соответствует принципам системности и исполнимости правового регулирования. Также в законопроекте не установлены требования к деятельности оператора майнинга, в том числе в части корпоративного управления, составления отчетности, хранения информации и документов, организации и осуществления внутреннего контроля и аудита, а также минимального размера собственных средств", - говорится в отзыве.

"С учетом изложенного законопроект правительством РФ не поддерживается", - сказано в документе.

Старший юрист коллегии адвокатов Pen & Paper Виктор Рыков рассказал, что замечания, отраженные в официальном отзыве правительства РФ, можно условно разделить на методологические и практические. "С методологической точки зрения, правительство указывает на явные изъяны законопроекта в части терминологии. Законопроект пытается оперировать терминами, которые не известны российскому законодательству. Например, вместо термина "услуги", используемого в Гражданском кодексе РФ, законопроект использует термин "обменный сервис". Кроме того, правительство РФ указывает на отсутствие достаточной интегрированности законопроекта в уже существующее регулирование. Данные и другие подобные замечания могут быть учтены путем более качественной проработки документа с точки зрения юридической техники", - считает он.

"Важным практическим замечанием правительства является, например, следующее: "…без наличия сведений об идентифицированных держателях цифровых валют ввиду отсутствия соответствующего регулирования правоохранительные органы не смогут эффективно реагировать на правонарушения, совершаемые с использованием цифровых валют". Фактически правительство намекает, что законопроект должен отражать нормы, позволяющие или, скорее, обязывающие внедрять KYC-процедуры в ходе майнинга, - поясняет Виктор Рыков. - Это частично реализовано в ст.3 законопроекта, требующей регистрироваться в качестве ИП или самозанятых, если потребление электроэнергии превысит допустимый лимит. Но очевидно, правительство считает, что это не обеспечивает достаточной деанонимизации участников майнинга. Теперь разработчикам законопроекта предстоит проработать замечания правительства. Это затормозит процесс принятия законопроекта, но вряд ли снимет его с повестки, так как индустрия нуждается в прозрачном и понятном регулировании".

Основатель KIP LegalTech, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, член Ассоциации юристов России Павел Катков отметил, что правительство дало понять, что хочет видеть в законопроекте конкретные механизмы регулирования, это раз, а также более качественную проработку терминологической базы, это два. "Соответственно, авторам законопроекта нужно будет устранять замечания и переставлять обновленный текст. Вероятно, что у кабмина свой взгляд на проблему регулирования майнинга. В этом случае нельзя исключать, что правительство инициирует собственный проект", - прокомментировал он.

Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев думает, что законопроект изначально не был нацелен на его принятие и реальное применение. "Единственная цель внесения этого законопроекта заключалась в создании инфоповода, - считает он. - И этой цели депутаты, вносившие законопроект, добились. Сначала все профильные СМИ написали, что такой законопроект внесен, а теперь пишут, что правительство его не поддержало. А не поддержало оно его совершенно обоснованно: законопроект сырой, противоречивый и вряд ли будет в таком виде принят. Майнинг, конечно, будут регулировать. Соответствующие нормы содержатся в другом законопроекте, подготовленном Минфином РФ, который называется "О цифровой валюте". Мне в руки попала его очередная версия, там дается официальное определение цифрового майнинга - под ним предлагается понимать эксплуатацию одного или нескольких вычислительных устройств, интегрированных в информационную систему, обеспечивающую обращение цифровой валюты в этой системе, и получение пользователем этих вычислительных устройств цифровой валюты в результате эксплуатации таких вычислительных устройств. Отдельно майнингу в законопроекте Минфина посвящена ст.13, которая так и называется - "Цифровой майнинг". В текущей редакции законопроекта там очерчивается круг лиц, имеющих право заниматься майнингом, сдавать ЦОДы для майнинга, и устанавливается обязанность операторов цифровой торговой платформы делать запись в реестре обладателей цифровой валюты о том, что полученная ими цифровая валюта приобретена в результате цифрового майнинга. Этих правил явно недостаточно. Надеюсь, законопроект в этой части еще будет серьезно дорабатываться. Но в отличие от законопроекта "О майнинге", у законопроекта Минфина есть все шансы быть принятым. Буквально на днях председатель правительства РФ дал поручение Минфину, ЦБ РФ и другим ведомствам выработать согласованную позицию по проектам федеральных законов, посвященных цифровой валюте. Думаю, после выработки такой позиции и доработки законопроекта Минфина правительство, скорее всего, даст на него положительный отзыв".

Генеральный директор Intelion Data Systems Тимофей Семенов отметил, что криптоотрасль, в которую входит майнинг, очень объемная с точки зрения юридической базы и регулирования. "На сегодняшний день она находится в стадии формирования, и, по нашему мнению, наиболее оптимальным путем ее развития может стать поэтапное принятие законодательной базы, так как охватить все механизмы ее работы в одном законопроекте сразу практически невозможно. Чтобы сформировать легитимную базу для майнинга, нужно описать сам процесс, разработать законодательство для майнинг-пулов, для операторов по размещению майнинг оборудования, для платформ по обмену криптовалют в традиционные валюты, продумать налогообложение и прочие аспекты. Все это огромный комплекс работы, которую предстоит выполнить. По нашим оценкам, весь процесс разработки, принятия и внедрения подобного законопроекта займет еще не менее полутора-двух лет. Однако для нас крайне важно, что работа над этим документом активно ведется и данный процесс набрал значительные обороты в текущем году. При этом мы не видим негативной составляющей в том, что законопроект в данном виде отправлен на доработку, и не видим возможных негативных последствий для отрасли. Этот факт является подтверждением активной работы, которая ведется в данном направлении", - прокомментировал он.

Новости из связанных рубрик