Крупные российские компании продолжают платить за зарубежное программное обеспечение. При этом потребность в оплате лицензий на зарубежное ПО остается на стабильно высоком уровне. Наиболее востребованы такие классы приложений, как платформы аналитики и визуализации данных, а также САПР - прежде всего строительные.
© ComNews
05.10.2022

Аналитики компании "JustFin.Tech для бизнеса" заявили, что крупные российские компании по-прежнему заинтересованы в покупке зарубежного ПО. С апреля текущего года его закупки превысили $2 млн, и активность потенциальных покупателей не спадает. Средний чек на одного клиента составляет 500 тыс. руб.

Наиболее востребованы более 30 продуктов: "Среди них ThinkCell, Amazon Web Services, Dropbox, Gsuite, Clickmeeting, Jira и многие другие. Однако наиболее востребованным корпоративным софтом стало ПО для анализа данных, такое как платформы для бизнес-аналитики и визуализации данных Power BI и Tableau, а также ПО для проектирования - продукты Autodesk и пр. На эти виды ПО пришлось около 65-70% клиентских платежей, они распределены в общем объеме средств примерно поровну. Спросом также пользуется коммуникационный сервис Zoom, виртуальная доска для рисования Miro, онлайн-сервис для разработки интерфейсов Figma и мессенджер для сотрудников Slack. Их используют любые виды бизнеса - от традиционного ретейла и e-commerce до девелоперских компаний, а также частные лица".

Один из главных мотивов для продолжения закупок зарубежного ПО - задача поддержания инфраструктуры, построенной на основе зарубежных систем. "В предыдущие периоды компании осуществляли планирование и построение ИТ-инфраструктуры исходя из текущей ситуации на рынке ПО, с одной стороны, и регуляторных требований Российской Федерации - с другой, - сообщили ComNews в пресс-службе ПАО "Ростелеком". - В связи с последними изменениями конъюнктуры рынка в России такие компании будут стремиться сохранить действующую инфраструктуру на закупленном ранее программном обеспечении - исходя из необходимости обеспечения непрерывности деятельности компании. Переход на отечественное ПО будет осуществляться по мере роста его зрелости и сопоставимости по техническим и функциональным характеристикам с иностранными аналогами. Вместе с этим со стороны государства будет усиливаться регуляторный контроль по переходу на отечественное программное обеспечение".

Схожая ситуация и в ПАО "МегаФон". "Мы частично используем зарубежное ПО. Оно не предназначено для предоставления услуг связи и находится во внутреннем контуре компании. Кроме того, мы самостоятельно обеспечиваем сервисную поддержку, - заявили в пресс-службе ПАО "МегаФон". - Сейчас мы активно импортозамещаем программные средства. Например, в этом году заменили решение SAP SuccessFactors, предназначенное для решения HR-задач, на отечественную платформу".

Однако есть и примеры, когда крупные компании находят альтернативу зарубежным продуктам, при этом сократив расходы. "М.Видео-Эльдорадо" гибко подходит к потребностям бизнеса в текущих реалиях, продолжая внедрение собственных технологичных продуктов для клиентов, аналитики и автоматизации рутинных операций, а также использует российские решения или зарубежные аналоги продуктов взаимен ушедших. Например, мы разработали и запустили собственную систему управления товарными запасами под названием "Титан", которая пришла на замену американскому SaaS-решению Predictix. Это решение обходится компании в полтора раза дешевле и при значительном увеличении скорости и точности производимых им расчетов. Совместно с B2B-Center разработали и вывели на рынок полноценный облачный ИТ-продукт B2B Digital Supply Solution для организации всего цикла закупок. Вместо Slack сотрудники используют облачный Mattermost. По некоторым направлениям мы уже сотрудничаем с отечественными компаниями, например в рамках программ лояльности, а поставщиком облачных решений для нас выступает российский провайдер", - сообщила ComNews пресс-служба "М.Видео-Эльдорадо".

По мнению директора департамента корпоративных информационных систем (ДКИС) ALP Group Светланы Гацаковой, высокий спрос на зарубежное ПО связан с недостаточно высоким качеством или даже полным отсутствием российских аналогов: "Полной импортонезависимости в ИТ пока достичь сложно. Многие отечественные разработки, которые стали появляться в последнее время, часто оказываются неконкурентоспособными, а некоторые категории ПО пока заменить просто нечем. Например, программные системы для управления технологическим оборудованием - часто это очень жесткая связка софт/железо, причем "закрытая" для модификаций извне. Как и прикладные решения для проектирования и моделирования. Зарубежные вендоры не один десяток лет вкладывали очень большие ресурсы в создание собственных проприетарных систем, и их продукты стали де-факто отраслевым стандартом".

Эксперт по развитию продаж российского ПО в ПФО и УФО Softline Александра Залманова особо выделяет нишевые или тяжелые системы, например САПР или различные "тяжелые" промышленные решения, у которых часто нет адекватных российских аналогов. "Не для всех программных продуктов есть российские аналоги, потому что зарубежные продукты от лидеров рынка развиты достаточно хорошо и долгое время на них существовал высокий спрос. При этом переход на российские продукты изначально был выстроен для заказчиков по требованиям нормативной базы, которая охватывала в первую очередь офисное ПО и операционные системы. Нормативная база формировала спрос на российские продукты, который в свою очередь привлекал разработчиков. Поэтому сложные нишевые продукты особо не развивались, ведь достаточно сложно выстраивать подобный софт с нуля, когда есть крупные игроки, которые полностью закрывают потребности бизнеса. Сейчас начинают появляться российские системы ERP и CAD, однако, чтобы их функционал сравнялся с зарубежными аналогами, требуется время", - считает она.

"Интерес остается высоким и сегодня, и мы прогнозируем, что он будет только расти. Российские компании не готовы отказываться от зарубежного ПО, ведь некоторым его наиболее популярным видам вообще нет аналогов в России. Да, кто-то, возможно, готов отказаться от импортных сервисов, таких как Zoom, заменив их на российский аналог, но когда речь идет о специализированных бизнес-программах, зачастую компании просто не могут найти им альтернативу", - так прокомментировал результаты исследования операционный директор "JustFin.Tech для бизнеса" Кирилл Куликов.

Вместе с тем, по мнению Светланы Гацаковой, существующая ситуация будет меняться, в том числе и с участием государства и при его поддержке: "В любом случае, мы считаем правильным не заниматься поиском разнообразных "обходных путей", не искать временные решения, а осознать необходимость кардинальных изменений и максимально вкладываться в развитие отечественных технологий".

Новости из связанных рубрик