Спрос на on-premise-решения на некоторых региональных рынках, в том числе и в России, вырос от 30% до 50%. Возможность развертывания продукта внутри контура компании стала важным, а иногда решающим конкурентным преимуществом. Причиной тому - геополитические факторы и рост количества утечек информации с использованием облачных ресурсов.

© ComNews
11.11.2022

В ходе пресс-завтрака РУССОФТ "ИТ-индустрия на пороге выбора: встать в ряды мировых лидеров или обслуживать чужие решения" одним из главных факторов роста спроса на ПО от российских разработчиков как внутри России, так и на внешних рынках стала "безоблачность" российских разработок.

Генеральный директор "МойОфис" Павел Калякин заявил о дискредитации облачной и подписочной модели по всему миру после ухода зарубежных вендоров из России и массового отключения их заказчиков от облаков: "Важно понимать, что отношение пользователей к публичным облакам изменилось в связи с геополитическими факторами 2022 г. и резким усилением санкционного давления. Однако к самой концепции предоставления облачных сервисов отношение осталось прежним, так как это удобная модель дистрибуции ИТ-решений. В первую очередь необходимо говорить об усилении международного тренда к обеспечению полного контроля пользователей над своими данными. Публичные облака, к сожалению, не могут выполнить это требование, так как хранение данных в них происходит на стороне владельца сервиса, а сами серверы могут быть размещены где угодно. Аналогичную ситуацию, например, можно наблюдать в странах Африки, где заказчики также обеспокоены сохранностью данных, так как известно, что пользователи публичных облаков из этого региона обслуживаются в ЦОДах на территории США. И никто не даст 100% гарантии отсутствия доступа третьих лиц к таким данным".

Выходом из ситуации, по мнению Павла Калякина, является использование частных облаков, которые могут быть развернуты в инфраструктуре организации или доверенного партнера. "МойОфис" фиксирует всплеск интереса клиентов к частным облакам, в которых могут быть развернуты средства совместной работы с документами и электронной почты. Также ощутим рост спроса на настольные офисные продукты, которые могут работать в защищенном контуре предприятия и не требуют подключения к интернету. В целом обеспечение полного контроля над данными, как подчеркнул Павел Калякин, стало одним из ключевых требований заказчиков к наборам офисных приложений. Оно оказалось приоритетнее удобства интерфейса или функциональности.

Исполнительный директор ООО "Киберпротект" Елена Бочерова настроена не столь категорично: "Мы не видим резкой смены отношения к облаку, оно просто не прошло стадию полного доверия в силу того, что этот рынок у нас находится на стадии развития. Не вполне сформировалась культура работы с облачными сервисами, есть вопросы к обеспечению безопасности, совершенствованию законодательной базы, вхождения облачных решений в реестр отечественного ПО и др. Ситуация этого года добавила тревожности. Например, возник вопрос, как будут развиваться сервисы, которые в своей инфраструктуре используют зарубежное ПО. С другой стороны, учитывая сложности с поставками железа, доверить свою инфраструктуру проверенному облачному провайдеру - может стать выходом для многих компаний. А таких провайдеров у нас уже достаточно много. Все это может привести к временным нарушениям в стабильности роста сегмента, но в последние пять лет рынок облачных услуг, в том числе и BaaS, не прекращал расти, увеличивал свою долю - так будет и дальше. Что касается нашего облачного продукта для сервис-провайдеров, то мы видим интерес, количество наших партнеров растет, и мы сохраняем большие планы по развитию продукта. Эти планы направлены и на то, чтобы снять тревогу пользователей в сложившихся условиях".

Тем не менее в сегменте средств резервного копирования ряд продуктов "Киберпротект" оказались одними из немногих необлачных решений на мировом рынке и абсолютно уникальным на российском. Именно в этом, как подчеркнула Елена Бочерова, и состоит ключевая разница с подходом материнской компании Acronis, у которой продукты для резервного копирования имеют облачную природу. Высокая востребованность даже стала источником проблем для "Киберпротекта", так как пришлось быстро наращивать штат.

https://www.comnews.ru/content/222950/2022-11-09/2022-w45/it-kadry-stali-vremenno-dostupnee

По мнению директора по продажам VideoMost Дмитрия Шульги, много зависит от того, в чьей юрисдикции находится облако: "Если сервера "хостятся" на территории РФ и доступ к ним полностью контролируется российским сервис-провайдером и вендром, который предоставляет продукт по SaaS-модели, то риски и угрозы безопасности сведены к минимуму. Другой вопрос: облачные сервисы американских вендоров Zoom и Teams - сервера расположены за пределами РФ, вся информация, которая составляет коммерческую или даже государственную тайну, практически беспрепятственно утекает. Но стоит отметить, что ранее государственные и крупные корпоративные заказчики чаще использовали именно установку сервера VideoMost внутри организации и реже обращались с запросами на облачные ВКС, а весной 2022 г. спрос от этого сегмента заметно вырос, и продолжает увеличиваться доля клиентов, кто использует VideoMost по моделям SaaS и PaaS. В частности, есть запросы от банков на использование гибридной схемы внедрения - когда внутренние коммуникации ведутся через собственный сервер, а для внешних подключений используется облачная инфраструктура". При этом за пределами России Дмитрий Шульга не видит роста спроса на локальные решения: "Есть очевидный тренд на корпоративную мобильность, который является общемировым и включает в себя в том числе миграцию бизнес-коммуникаций в облака. Это не означает, что станут использовать облачные сервисы вместо on-premise-решений, скорее их будут использовать вместе и сочетать в целях заказчика".

Директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов также назвал возможность установки продуктов этой марки внутри инфраструктуры заказчика одним из конкурентных преимуществ, которое оказалось востребованным не только в России, но и на внешних рынках, в том числе развитых. Причина, по мнению Дмитрия Одинцова, опять же, в усилившемся недоверии к облакам и опасении отключения от внешних сервисов: "Вопреки ожиданиям, на зарубежных рынках в этом году мы отмечали рост спроса на российскую ВКС - от 30% и даже до 50% в зависимости от специфики региона. Автономные российские ВКС-системы активно внедряют госведомства, силовые структуры, крупный бизнес, промышленность и операторы связи в Индии, Юго-Восточной Азии, Южной Америке, Малайзии, Индонезии, Вьетнаме, на Ближнем Востоке, Филиппинах и в других странах. Главным драйвером служит нежелание зависеть от американских сервисов, которые контролируются не заказчиком, а зарубежными ИТ-компаниями и провайдерами. Для крупных организаций с большим количеством сотрудников потеря доступа к налаженным инструментам для коммуникаций недопустима".

Но при этом в России до сих пор есть запрос на создание альтернативы Zoom. Однако, по мнению Дмитрия Одинцова, внутри России у такого сервиса очень узкий рынок и без возможности выхода на внешние создание такого сервиса бессмысленно. А выход на внешние рынки с аналогом Zoom поднимает вопрос доверия к российским облакам в других странах.

"Изначально основные пользователи ВКС в России - крупные государственные заказчики, в том числе силовые структуры, для которых важна максимальная безопасность передачи и хранения информации. Они опасаются использовать операторские модели, предпочитая иметь сервер ВКС полностью в своем распоряжении или создавая собственные закрытые облачные сервисы, обеспечивая тем самым специальные требования по защите данных, - считает директор по развитию бизнеса компании Vinteo Борис Попов. - Поэтому облака в ВКС успешно применялись только в некоторых более открытых отраслях - образовании, медицине, финансовом секторе. Именно эти заказчики предпочитали облачный Zoom и сейчас ищут ему достойную отечественную замену".

А вот генеральный директор EdgeЦентра Михаил Шурыгин не видит изменений отношения к облакам, пусть и с важной оговоркой: "Мы не видим, что отношение к облачной модели сервисов в последнее время как-то резко изменилось. Наоборот, рынок облачных решений растет, и эта тенденция сохраняется уже несколько лет. Компании переходят в облака, потому что это удобно и выгодно. К чему резко изменилось отношение, так это к зарубежным облачным сервисам. Очень многие иностранные провайдеры ушли с российского рынка. А у тех, кто остался, возникают большие проблемы с оплатой услуг. Ко всему этому добавляются непрозрачные тарифы и очень негибкие условия. Многие клиенты зарубежных провайдеров потеряли свои данные, так как поставщики просто отключали сервисы без предупреждения. Но мы уже давно предупреждали о подобных рисках. Если провайдер не находится под юрисдикцией РФ и не соблюдает законы нашей страны, призвать его к ответственности в суде просто невозможно. Да, после подобных неприятных инцидентов какая-то часть компаний решила, что облака - это в принципе небезопасно, и перешла на "безоблачную" модель. Но большая часть мигрировала к российским провайдерам. Это подтверждает взрывной рост спроса на отечественные облачные решения".

По мнению руководителя развития AI-продуктов Directum Ильи Петухова, наоборот, наблюдается рост практического интереса к использованию облаков: "Наблюдая и анализируя запросы рынка за последние шесть месяцев, а также отмечая возросшую активность облачных операторов, я делаю вывод, что интерес к облакам и облачным сервисам возрастает. Многие крупные компании на рынке РФ обращают свое внимание на ЦОДы операторов и думают о переносе своих сервисов в облачную инфраструктуру. Что же касается самих облачных сервисов, то требования к ним негласно понизились, а интерес повысился. Еще год назад мы могли слышать от клиентов, что "служба безопасности не пропустит, даже пробовать не будем", то сейчас отношение сменилось, и нам говорят: "Пришлите сертификаты и всю документацию, мы пообщаемся со службой безопасности".

Однако, как предупреждает Илья Петухов, есть и определенные нюансы, что связано с выполнением требований регуляторов: "Все так же лидерами в "безоблачности" остаются корпоративные системы по управлению документами, персональными данными, коммерческой информацией. Не стоит забывать и о системах по управлению производственными процессами - они должны быть развернуты строго локально, в закрытом контуре предприятия".

Директор по сервису "Кросс технолоджис" Михаил Назаров считает тенденцией текущего рынка как движение в сторону облачных сервисов, так и уход от них: "Отказ от облачных сервисов в первую очередь связан с тем, что есть проблемы с облаками за пределами России. Кроме того, эта ситуация подогревается эмоциями вроде "Зарубежные облака плохи - значит, вообще облака плохи" или "А мы не верим в качество облаков в России, и вообще они дорогие". Удастся ли убрать эту эмоциональную составляющую - зависит от действий самих поставщиков облачных услуг, их умения донести свою миссию до потребителей и выстраивания взаимодействия с государством. Вместе с тем сложности с поставками серверного оборудования стимулируют заказчиков смотреть в сторону облаков. Для многих видов бизнеса, где IT носит лишь бэкофисный характер, проще передать сервисы в облако, чем искать сложные, затянутые по времени варианты покупки оборудования. Что же касается мировой тенденции ухода из облаков, то она появилась "не вчера". И причина ее - это кризис межгосударственного и межкорпоративного доверия. Однако эта ситуация скорее характерна для крупных корпораций. Большие деньги - большие риски утечки информации. Бизнес меньшего размера по-прежнему стремится в облака, и проблемы гигантов его не затрагивают. По моему мнению, количество запросов на "безоблачность" увеличивает неопределенность в использовании облаков в тех сервисах, где нужна сертификация ФСТЭК/ФСБ.И это вызов для облачных провайдеров: это их задача сделать сертифицированные сервисы более доступными для заказчиков".

Согласно данным Отчета об исследовании утечек информации ограниченного доступа в первой половине 2022 г., подготовленного аналитическим центром InfoWatch, именно сеть или облако стали основным каналом утечек конфиденциальной информации. В мире на него пришлось 96,7% утечек и 92,8% в России. "В условиях чрезвычайно высокой хакерской активности и роста латентности внутренних нарушений еще более заметную роль в каналах начала играть Сеть. Вместе с тем пока на второй план отошли сервисы мгновенных сообщений (IM) и электронная почта, резко упала доля бумажных носителей", - говорится в отчете по результатам исследования.

Новости из связанных рубрик