Минцифры России и РФРИТ дали старт принципиально новой мере поддержки ИТ-отрасли - субсидированию до 80% расходов на интернет-маркетинг программных продуктов и ИКТ-услуг. Объем рекламной кампании может достигать 1 млн руб., а ее длительность должна составлять три-шесть месяцев. В 2023 г. РФРИТ планирует профинансировать 1000 заявок на продвижение отечественных ИТ-решений.
© ComNews
18.11.2022

Детали новой меры поддержки представители Минцифры, Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) и ВЭБ.РФ представили на мероприятии "IT-Лаборатория: маркетинг российского ПО", которое состоялось 17 ноября 2022 г. в Городских лабораториях ВЭБ.РФ.

Как сообщил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин, за последние четыре года с привлечением государственной (прежде всего - грантовой) поддержки в России создано около 1000 ИТ-решений. В частности, в 2019-2022 гг. Фонд содействия инновациям (ФСИ) выдал гранты на 587 проектов (их общая сумма составила 7,35 млрд руб.), РФРИТ - на 131 проект (10,4 млрд руб.), а фонд "Сколково" - на 28 проектов (2,2 млрд руб.). "В РФРИТ продолжаются защиты проектов по разработке перспективных отечественных решений в сфере ИТ. До конца года РФРИТ отберет 20-40 лучших ИТ-решений для поддержки", - добавил Максим Паршин.

Он сообщил, что еще около 200 цифровых проектов получили поддержку по линии индустриальных центров компетенций (ИЦК) и центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения (ЦКР), которые в июне 2022 г. поручил создать премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Как сообщил Максим Паршин, в России создано 33 ИЦК и 10 ЦКР. По его данным, суммарно все ИЦК рассмотрели 230 проектов, из которых поддержку получили 162, а ЦКР - 105, из которых поддержаны 35. Максим Паршин оговорился, что не все проекты ИЦК получили гранты - часть из них участники того или иного индустриального центра компетенций решили реализовать за свой счет. По данным ComNews, ИЦК "Нефтегаз и нефтехимия" сформулировал 50 цифровых проектов и не попросил у государства денег ни на один из них.

Максим Паршин утвердительно ответил на вопрос корреспондента ComNews о том, корректно ли учитывать как поддержанные государством проекты, которые участники ИЦК реализуют за свой счет. Он пояснил, что по каждому из таких проектов министерство будет заключать с исполнителями специальные соглашения, к тому же каждое из этих цифровых решений важно для ИТ-ландшафта отрасли и страны в целом.

Если предположить, что РФРИТ в конце 2022 г. поддержит 40 ИТ-проектов (выдача грантов им должна быть завершена 27 декабря), то общее количество решений, получивших гранты ФСИ, РФРИТ и "Сколково", а также сформулированных в ИЦК и ЦКР, составит 983.

"Настало время новой меры поддержки: за счет средств РФРИТ мы сможем профинансировать продвижение этих - и других - проектов", - заявил Максим Паршин, напомнив, что в реестре отечественного ПО, который ведет Минцифры, значится уже около 15 тыс. продуктов. Он пояснил, что до сих пор длился пилотный период по софинансированию рекламы в интернете. Российские разработчики программного обеспечения (как компании, так и индивидуальные предприниматели), а также поставщики ИКТ-услуг, могут предъявить к компенсации расходы на маркетинг, совершенные с 11 июля 2022 г. Все заявки, поданные после 1 ноября 2022 г., предполагают срок рекламной кампании от трех до шести месяцев, а размер компенсации может составлять не менее 100 тыс. руб. и не более 1 млн руб. При этом государство готово взять на себя до 80% маркетинговых затрат, а как минимум 20% расходов должен покрыть разработчик ПО или провайдер сервиса. Иными словами, объем рекламной кампании российского программного продукта или ИКТ-услуг в интернете должен быть в диапазоне 125 тыс. - 1,25 млн руб.

"Изначально программа продвижения отечественных ИТ-решений была сфокусирована на экспорте, но приоритеты изменились", - рассказал генеральный директор РФРИТ Александр Павлов, добавив, что сигналы о необходимости такой поддержки фонд неоднократно получал от рынка.

Советник гендиректора РФРИТ Михаил Азовцев уточнил, что объектом рекламы по новой мере поддержки может быть либо программный продукт, внесенный в реестр отечественного ПО, либо услуга в сфере ИТ - во втором случае ее провайдер должен иметь ОКВЭД 62 ("Разработка ПО, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги") или 63 ("Деятельность в области информационных технологий"). "Мы компенсируем фактически понесенные расходы на рекламу - то есть, по сути, даем кешбэк", - пояснил он. Михаил Азовцев сообщил, что решения, какие проекты нужно поддержать, принимает комиссия во главе с главным управляющим директором ВЭБ.РФ Андреем Самохиным.

Андрей Самохин рассказал, ссылаясь на аналитические отчеты и опросы, что российские пользователи знают не более 8-10% отечественных программных продуктов. "Нужно помочь разработчикам всего остального ПО продвинуть его на рынок", - объяснил он цель государственного софинансирования рекламных кампаний. Андрей Самохин сообщил, что пока российские ИТ-компании подали всего 44 заявки на возмещение рекламно-маркетинговых расходов, из которых РФРИТ уже одобрил 13, с общей суммой возмещения 6 млн руб. Две заявки фонд отклонил, так как структура акционерного капитала заявителей включала иностранцев. "Остальные заявки в работе", - резюмировал главный управляющий директор ВЭБ.РФ. Кроме того, по его информации, РФРИТ получил 430 уведомлений на сумму 360 млн руб. от ИТ-компаний, которые намерены участвовать в программе.

Размещать рекламу ИТ-продуктов и сервисов участники программы могут только на интернет-ресурсах, которые РФРИТ аккредитовал. Из отраслевых площадок - это портал ComNews.ru (а также CNews и TAdviser), из деловых изданий - "Ведомости" и РБК, а массовые ресурсы представлены компаниями VK (включая платформу myTarget), "Яндекс" и ivi.

PR-директор ООО "Новые облачные технологии" ("МойОфис") Александр Попов рассказал, что его компания приняла участие в пилотной части проекта субсидирования рекламы в интернете. В ходе пилота она продвигала пакет "МойОфис Стандартный" для частных пользователей. "За две недели рекламной кампании мы охватили 650 тыс. человек, а установки превысили 4000 скачиваний", - поделился первыми результатами Александр Попов. По его словам, план - охватить этой рекламной кампанией 13 млн жителей России.

Сергей Литвиненко, руководитель департамента образования, науки и инноваций ООО "Омега" - разработчика цифровых решений для образования и иных отраслей, подчеркнул, что новая мера поддержки повышает толерантность участников рынка к риску в маркетинге и рекламе. "У нас появилась возможность попробовать новые маркетинговые инструменты, рискнув лишь 20% затрат", - пояснил он. "Омега" также приняла участие в пилотировании проекта, и Сергей Литвиненко отметил неожиданные побочные результаты: "Создав личные кабинеты в VK и "Яндексе", мы увидели, что наш продукт "Познавательная реальность. VR-конструктор", адресованный учителям, используют школьники 10-12 лет и даже младше".

Директор по работе с государственными заказчиками ООО "Яндекс" Павел Дмитриев считает размер гранта РФРИТ на продвижение ИТ-продукта или услуги (100 тыс. - 1 млн руб.) значимым. "Он позволяет получить эффект практически любому рекламодателю", - убежден Павел Дмитриев.

Новости из связанных рубрик