Шведская корпорация Ericsson договорилась о продаже бизнеса по поддержке клиентов в России созданному месяц назад ООО "Сонерик", которое основали выходцы из "Эрикссон Корпорация АО" и МТС. Участники рынка разошлись во мнениях: одни считают, что Ericsson придумала такую схему для возвращения в будущем, а другие - что этот вендор ушел из РФ навсегда.
© ComNews
16.12.2022

Крупнейшими совладельцами ООО "Сонерик" являются Андрей Дубовсков (в 2011-2018 гг. - президент ПАО "МТС") и Андрей Смелков (в 2013-2019 гг. - вице-президент по зарубежным компаниям МТС): каждому из них принадлежит по 25% долей. Третьим по доле учредителем "Сонерика" выступила Наталия Корчемкина, которая проработала в российском офисе Ericsson 24,5 года: в частности, с июля 2017 г. до недавнего времени она занимала позицию руководителя по сетям и аутсорсинговому обслуживанию (Managed Services) в Восточной Европе и Центральной Азии. Наталии Корчемкиной досталось 24,55% долей в ООО "Сонерик" - словно по количеству лет, проведенных в Ericsson. Наталия Корчемкина стала и генеральным директором "Сонерика".

Наряду с этой тройкой менеджеров, которым сообща принадлежит 74,55% уставного капитала ООО "Сонерик", у компании есть еще три учредителя. Это Олег Смагин (человек с таким именем является главой Ericsson в Азербайджане) - 13,63%, Евгений Федоров (его редакция ComNews не смогла идентифицировать и просит читателей поделиться версиями в комментариях) - 9,09%, и Сергей Воробьев (почти 11 лет в российском Ericsson, последние два года - менеджер по поддержке опорных, частных сотовых и IP-сетей) - 2,73%.

Как следует из данных ЕГРЮЛ и сервиса Kartoteka.ru, ООО "Сонерик" зарегистрировано в Москве 8 ноября 2022 г., с уставным капиталом 100 тыс. руб., а 10 декабря включено в реестр микропредприятий. Основной ОКВЭД "Сонерика" - 62.01 ("Разработка компьютерного программного обеспечения").

Вчера, 15 декабря, пресс-служба Ericsson распространила официальное сообщение, что компания выводит бизнес по локальной поддержке клиентов из России путем его продажи российским менеджерам. "Ericsson продолжает планомерный выход из операций в России. Местные операционные менеджеры приобретают бизнес по поддержке клиентов в РФ и будут обеспечивать поддержку абонентов российских мобильных операторов. К концу года планируется прекратить все операции с клиентами Ericsson в России. Российское подразделение Ericsson заключило соглашение о передаче активов бизнеса по поддержке клиентов в России российской компании, принадлежащей бывшим операционным менеджерам подразделения Ericsson", - говорится в сообщении компании.

По данным Ericsson, сделка включает перевод к покупателю около 40 российских сотрудников, а также определенных активов и контрактов, связанных с бизнесом. Шведская компания также заявила: "Бизнес по поддержке клиентов - местный и не предполагает экспорта оборудования, программного обеспечения или сопутствующих услуг операторам мобильной связи в России. После вторжения России на Украину компания Ericsson объявила о приостановке операций и поставок клиентам в России и о сворачивании деятельности в соответствии с действующими санкциями. Около 400 сотрудников Ericsson в России получили уведомления об увольнении и покинули компанию. В 2023 г. Ericsson планирует сохранить небольшое присутствие в России на местном уровне. Юридическое лицо, принадлежащее Ericsson (АО "Эрикссон Корпорация АО" - прим. ComNews) продолжит функционировать для завершения деятельности и выполнения юридических, договорных и административных требований".

На вопросы ComNews о подробностях сделки пресс-служба Ericsson в России ответила, что не может дать иной информации, кроме указанной в пресс-релизе.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын оценил сделку в 300 млн руб. "Компании Ericsson 146 лет, и за это время ей уже приходилось уходить с российского рынка и возвращаться, - напоминает он. - В России Ericsson начала работать в 1881 г., а в 1897 г. открыла завод в Санкт-Петербурге. В 1917 г., после Октябрьской социалистической революции, завод был национализирован и переименован в "Петроградский телефонный завод "Красная Заря". Но уже в 1925 г. советское правительство заключило с Ericsson договор о технической поддержке. После Великой Отечественной войны сотрудничество возобновилось в 1956 г. Вряд ли Ericsson игнорирует уроки истории, а значит, не сомневается, что, с учетом проверенного столетиями распределения ролей государств на рынке технологий, платежеспособный спрос на ее передовые решения в России не исчезнет и однажды появятся возможности для его удовлетворения. Такой шаг окажет помощь российским операторам, и с высокой вероятностью этому примеру последуют другие зарубежные производители оборудования".

Представитель российского телекоммуникационного сообщества, пожелавший остаться неназванным, убежден, что сделка по продаже support-бизнеса в РФ локальной компании "Сонерик" - техническая мера, которая позволит Ericsson временно выпустить из рук токсичный актив в России, но вернуться через пару лет, когда санкционная ситуация станет более спокойной. "То, что среди покупателей на российской стороне - ключевые люди из поддержки Ericsson, которые отдали работе на шведов десятки лет, - лишнее тому подтверждение", - убежден он.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отметил, что стоимость таких сделок всегда условная. "Какие именно активы и контракты будут переданы российскому покупателю, не уточняется, поэтому оценить их стоимость не представляется возможным. Можно предположить, что стоимость сделки ограничится суммой $100-200 млн, - рассуждает Владимир Чернов. - По заявлению Ericsson, бизнес по поддержке клиентов не связан с экспортом оборудования, ПО или сопутствующих услуг операторам мобильной связи. Поэтому непонятно, как этот бизнес поможет местным операторам связи, если бизнес по поддержке клиентов - это лишь местное деловое мероприятие. Возможно, затраты на обслуживание минимизировать удастся, но для нормального функционирования техподдержки российских клиентов необходимы поставки оборудования и ПО. Впрочем, возможно, Ericsson в дальнейшем запросит отдельное разрешение на экспорт оборудования для технической поддержки действующих клиентов, по аналогии с компанией Nokia. Если Nokia сможет получить все лицензии европейских и американских регуляторов для выполнения обязательств перед российскими клиентами, то это создаст прецедент, и многие другие вендоры оборудования последуют ее примеру. На данный момент известно, что один положительный ответ компания уже получила и ожидает еще три ответа от других регуляторов".

Генеральный директор ООО "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов считает, что Ericsson в Россию не вернется. "Этот вендор продолжает сворачивать бизнес в России. О подготовке площадки для возвращения речь не идет. Схожий подход мы видим не только на телеком-рынке. У операторов есть потребность в постоянных закупках нового оборудования, а не только в поддержании существующей инфраструктуры", - прокомментировал он.

Менеджер одного из российских сотовых операторов верит, что Ericsson продаст деятельность по поддержке клиентов "Сонерику" безвозвратно. "В службе поддержки Ericsson в РФ работают профи, многие - по 25-30 лет. У них головы и опыт невероятные. Для поддержки железа им пока хватит запчастей, а для поддержки ПО достаточно имеющихся патчей", - полагает этот источник.

Независимый эксперт телеком- и ИТ-рынка Вадим Плесский отметил, что техническая поддержка не предполагает поставку запчастей и подменного оборудования. "Это некий минимум, который позволит поддерживать хотя бы какие-то контакты с клиентами в РФ. Утверждать, что компания вернется в Россию, так как оставила техническую поддержку, нельзя. Если вспомнить 1990-е гг., то многие иностранные компании присутствовали в России в качестве представительств. Представительство не ведет коммерческой деятельности, но может выполнять функции взаимодействия с имеющимися и перспективными заказчиками. Возврат иностранных компаний в Россию, если и произойдет, скорее всего будет носить подобный характер. Техническая поддержка может осуществляться со стороны другого юридического лица, которое не имеет прямого отношения к головной компании. Скорее всего, в данном случае речь идет о подобной схеме", - полагает он.

Досье ComNews

Андрей Дубовсков родился 6 февраля 1966 г. в Алма-Ате. В 2002-2004 гг. работал гендиректором ЗАО "Персональные системы связи в регионе" в Нижнем Новгороде (позднее ПССР вошла в "Tele2 Россия"). В 2004-2006 гг. занимал пост директора филиала МТС в Нижнем Новгороде. В 2006 г. стал директором макрорегиона МТС "Урал". В 2007 г. назначен первым заместителем гендиректора, директором бизнес-единицы "МТС-Украина". В марте 2011 г. стал президентом ПАО "МТС". В марте 2018 г. перешел на позицию президента, председателя правления ПАО АФК "Система"; в 2020-2021 гг. - заместитель председателя совета директоров АФК "Система". В мае 2021 г. создал ООО "Грин Драйв" (через подконтрольные ему ООО "ДАА" и ООО "ДББ"); в начале 2022 г. "Грин Драйв" анонсировала проект постройки зарядочных станций для электромобилей на автотрассе М4 "Дон".

Андрей Смелков родился 25 июня 1976 г. в Великом Новгороде. Начал карьеру в сотовом операторе "Новгородские телекоммуникации" в качестве менеджера по маркетингу и рекламе в 2002 г. С 2004 г. по 2006 г. руководил филиалом "ВымпелКома" в Великом Новгороде. С 2006 г. по 2008 г. работал заместителем генерального директора по развитию бизнеса в регионах Unitel - дочерней компании "ВымпелКом" в Узбекистане. В 2008-2010 гг. возглавлял компанию "СкайМобайл" (также "дочку" "ВымпелКома") в Киргизии. В 2010-2013 гг. работал главным исполнительным директором и председателем правления "Tele2 Казахстан", где обеспечил запуск операций под брендом Tele2. С апреля по октябрь 2013 г. был старшим советником исполнительного вице-президента по Центральной Европе и Евразии Tele2 AB в Стокгольме. С октября 2013 г. до мая 2019 г. - глава MTS International (вице-президент по зарубежным компаниям МТС). С мая 2019 г. и по сей день - управляющий партнер Arkadacom.com, а с июля 2021 г. - вице-президент по международной кооперации ассоциации "Открытые сетевые технологии".

Наталия Корчемкина в 1990-1996 гг. училась в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (ныне - РТУ МИРЭА). В 1994-1998 гг. работала менеджером по продажам и инженером в московском ЗАО "АПКЕС". В мае 1998 г. пришла в АО "Эрикссон Корпорация АО" (офис Ericsson в Москве) на должность инженера по установке, пробыла в ней до января 1999 г. и осталась в Ericsson почти на 25 лет. В январе-октябре 1999 г. - администратор проекта, с октября 1999 г. по январь 2002 г. - технический администратор департамента поддержки, с января 2002 г. по декабрь 2008 г. - менеджер службы поддержки (Help Desk). В мае 2008 г. - июле 2010 г. работала менеджером по поставке сервисов в подразделении Ericsson по Восточной Европе и Центральной Азии, а параллельно в январе 2009 г. - июле 2010 г. была менеджером по местным характеристикам и конфигурации. С июля 2010 г. по январь 2014 г. - глава подразделения по предоставлению сервисов в регионе "Северная Европа и Центральная Азия". С февраля 2014 г. по июнь 2017 г. - директор по поддержке клиентов в регионе "Северная Европа и Центральная Азия". С июля 2017 г. до декабря 2022 г. - руководитель по сетям и Managed Services в Восточной Европе и Центральной Азии.

Новости из связанных рубрик