Никита
Данилов

генеральный директор ООО "Флай Дрон"
© ComNews
09.02.2023

В январе 2023 г. стало известно, что Минэкономразвития одобрило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для тестирования беспилотников для доставки грузов в условиях города в Петербурге. В ходе пилотного проекта будет решаться вопрос, как безопасно осуществлять такие полеты, а также будут отрабатываться системы уклонения от столкновений, посадка, построение маршрута и наблюдение со стороны органов управления воздушного пространства. Оператором этого ЭПР выступает ИТ-компания "Флай Дрон". В рамках ЭПР будет тестироваться разработанная ей система управления районом, которая включает хранение, регистрацию и обработку данных о рейсах и участниках полета. В интервью порталу ComNews генеральный директор ООО "Флай Дрон" Никита Данилов рассказал о деталях тестового режима применения беспилотников в Петербурге.

Какова основная сложность для полноценного внедрения беспилотных авиационных систем (или попросту дронов) в городскую среду?

Конечно, основное - это соблюдение безопасности. Город - это скопление людей и инфраструктуры. Поэтому в первую очередь не хватает системы наблюдения, чтобы силовые ведомства и согласующие органы видели воздушную обстановку и знали, кто конкретно совершает полет беспилотника, с какой миссией, с каким планом полета, какое образование у оператора и т.д. Именно эту комплексную систему от плана до мониторинга полета мы и внедряем в Петербурге.

Как будет изменяться городская среда и инфраструктура в связи с легализацией полетов дронов? Ведь в городе есть очень много физических препятствий, в частности еле заметные и многочисленные кабели связи и электрические провода между домами.

Мы используем трехмерную модель для эффективного и безопасного планирования маршрутов, она будет самоактуализироваться при полетах беспилотного воздушного судна и, конечно же, учитывать препятствия. Важна и метеообстановка, так как она влияет на тактико-технические характеристики беспилотника при полете.

Насколько экономически выгодно доставлять грузы с помощью дронов? Это дешевле и эффективнее, чем "назменая" логистика?

Смотря на базе каких элементов осуществляется доставка. Например, компания UVL Robotics (ООО "ЮВЛ Роботикс" с 2018 г. - резидент "Сколково" - прим. ComNews) тестировала топливные элементы на водороде для полета. Но когда это оказалось невыгодным, то стали искать другие источники питания. Решение в том, чтобы дроны отвечали за конкретный участок города, там они будут осуществлять заказы и возвращаться на точку взлета этого участка, где смогут заряжаться. Для таких целей им не нужно топливо на 10 часов. Эффективность покажет только практический налет и себестоимость.

Учитывая геополитическую ситуацию и вопросы безопасности, целесообразно ли в текущих условиях устанавливать ЭПР для беспилотников?

Это, наоборот, повышает уровень безопасности над городом. Важно видеть, кто легально совершает полет, а кто пытается пролезть "вчерную". В закрытом воздушном пространстве не будет летать тот, кто летал легально, а те, кто и так ничего не согласовывал, будут продолжать "шнырять".

Могут ли дроны полностью вытеснить курьеров с рынка доставки? И как скоро это вообще возможно?

Вряд ли дроны выместят курьеров в ближайшем будущем, но развитие подобной технологии и ее удешевление, конечно, рано или поздно приведет к масштабированию ее использования.