С начала следующего месяца сервисы кикшеринга (O2O-сервисы по аренде СИМ) станут частью транспортной инфраструктуры на законодательном уровне. Завтра вступит в силу новая редакция Правил дорожного движения, в которой моноколеса, гироскутеры, электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности (СИМ) получают статус транспортного средства.
© ComNews
28.02.2023

Вопрос правового регулирования средств индивидуальной мобильности неоднократно поднимался. Довольно активно это делал, в частности, лидер партии "Справедливая Россия - За правду" и глава фракции СРЗП в Госдуме Сергей Миронов, который в течение нескольких лет предлагал отнести СИМ большой мощности к отдельной категории транспортных средств, регулировать их мощность и скорость, а также разрешенные места для движения на них.

https://www.comnews.ru/content/221746/2022-08-17/2022-w33/samokaty-vstali-tropu-regulirovaniya

Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман на пресс-конференции "Электросамокаты - теперь по правилам! Новая редакция ПДД с 1 марта", которая прошла в пресс-центре ТАСС 27 февраля, назвала вопрос регулирования СИМ давно назревшим. Их количество активно росло. Так, в 2022 г. в России продано 230 тыс. устройств, относящихся к категории СИМ, это почти вдвое больше, чем по итогам 2020 г. В сфере кикшеринга работает 40 операторов, их услугами воспользовались более 15 млн человек. При этом 80% поездок совершались для того, чтобы добраться из точки А в точку В, соответственно, у СИМ доминирует именно транспортная, а не рекреационная функция.

При этом кикшеринговый бизнес, как подчеркнула Ксения Эрдман, уже давно придерживается более строгих ограничений, чем предусмотренные новыми ПДД. Например, взять устройство в аренду могут только те, кто старше 18 лет, а скорость СИМ ограничена. В итоге до 90% ДТП с участием СИМ происходили по вине частных владельцев, а не пользователей кикшеринга.

"Все новые требования ПДД уже давно закреплены во внутренних правилах сервиса и знакомы нашим пользователям. Это такие правила, как: запрещено использовать самокат вдвоем, на пешеходном переходе необходимо спешиваться, запрещены поездки в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Скорость всех электросамокатов Whoosh всегда была системно ограничена (максимум - 25 км/ч, что соответствует новым ПДД), а в местах отдыха и массового скопления пешеходов самокат дополнительно замедляется до 10-15 км/ч, - комментирует пресс-служба кикшерингового сервиса Whoosh. - Обучение по этим правилам ведется в Школе вождения Whoosh, которую сервис организовывал во всех городах присутствия в 2022 г., а также на сайте и в приложении. Таким образом, для пользователей Whoosh ничего не изменится, поскольку правила использования устройств им уже привычны".

Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимир Луговенко назвал главным новшеством то, что пользователи СИМ перестают быть пешеходами с точки зрения Правил дорожного движения и становятся водителями, а сами СИМ получают статус транспортного средства. Поведение водителей СИМ при этом будет регулироваться в зависимости от того, какой инфраструктурой они пользуются. Появляются и ограничения по возрасту. К примеру, двигаться по проезжей части смогут только водители старше 14 лет, а по велодорожкам - старше семи лет. Дети младших возрастов могут пользоваться СИМ только на тротуарах и во дворах, причем обязательно под контролем родителей или опекунов. Вводятся новые дорожные знаки, предназначенные для водителей СИМ. Но при этом СИМ могут пользоваться велодорожками без ограничений.

При этом операторы кикшеринга участвовали в выработке изменений в ПДД. "Мы состояли в рабочей группе Минтранса по поводу разработки единых правил в качестве экспертов и поддерживаем их принятие. С вступлением в силу поправок в ПДД формируются общие, обязательные для всех и понятные всем правила. Остается все меньше вопросов из так называемой серой - неурегулированной - зоны, а кикшеринг признается частью городской транспортной системы на государственном уровне. На все вопросы по поездкам и использованию устройств появятся законодательно закрепленные четкие ответы, а пользователям кикшеринга, автовладельцам, пешеходам и другим участникам движения станет понятно, как взаимодействовать между собой. Уровень культуры вождения тоже будет повышаться, а горожане перестанут относиться к электросамокатам с предубеждением", - сообщает пресс-служба Whoosh.

"Новая редакция ПДД, в которой средства индивидуальной мобильности стали транспортным средством, изменит жизнь пользователей СИМ в части появления в ней сотрудников ГИБДД и соответствующего комплекса правоотношений, связанных с этим. Теперь они в правовом поле, схожем с водителями, и внимания к ним будет больше, - считает юрист, экономист, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. - Конечно, самокат - не "КамАЗ", и его вес, как источника опасности, ниже. Однако теперь у инспекторов появляются правовые основания останавливать пользователей СИМ, проверять документы у них и документы на транспортное средство, а также правомерно реагировать на жалобы пешеходов".

Начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин назвал изменения, которые вступят в силу с 1 марта, эволюционными, а не революционными. Их суть - задать правовые рамки использования СИМ. При этом многое зависит от того, как ими будут распоряжаться власти и участники движения. Как подчеркнул представитель МВД, при разработке нормативной базы ставилась задача не "загнать СИМ в угол", а добиться компромисса с другими участниками движения. Тем более что статистика инцидентов с участием СИМ год от года нарастала.

"Что касается бизнеса, то влияние на него будет, но экономически не критичным: мода на СИМ - это мощная волна, остановить или сбить которую способно либо появление еще более интересной альтернативы - например, портативные летательные аппараты, но их цена все еще очень высока, - либо спад моды. А нормативно-правовым регулированием этот тренд не остановить", - считает Павел Катков.

Сами кикшеринговые компании еще более оптимистичны. "Положительное отношение государства к самокатам можно проследить и на примере письма Минтранса субъектам РФ о необходимости создания парковок и инфраструктуры для использования электросамокатов. Это означает, что на государственном уровне подтверждается транспортная функция кикшеринга, которую мы прослеживаем уже давно", - напоминает пресс-служба Whosh. Также, как подчеркивает Ксения Эрдман, кикшеринги и принадлежащие им СИМ намного проще контролировать, чем частные СИМ, которые и являются основным источником проблем.

Новости из связанных рубрик