Как рынок программных роботов пережил импортозамещение и что будет дальше
Артемьев
основатель компании Sherpa RPA
Большая часть российского рынка RPA (Robotic Process Automation) до 2022 года была занята крупными иностранными вендорами. Как российские платформы справились с импортозамещением и в каких направлениях будут развиваться, рассказывает Константин Артемьев, основатель компании Sherpa RPA (участник Сколково).
RPA - технология, которая позволяет автоматизировать бизнес-процессы с помощью программных роботов. Такие роботы имитируют действия человека с сайтами и программами и выполняют рутинную работу: рассчитывают скидки, обрабатывают входящие заявки и накладные, проводят онбординг новых сотрудников и т.д. Применение RPA позволяет ускорить решение задач и существенно сэкономить время сотрудников. Другое преимущество - сокращение числа ошибок, которые человек может допустить из-за усталости и невнимательности.
Обычно для роботизации задач бизнес выбирает одного из вендоров - разработчика ПО. RPA-платформы предлагают No-code- или Low-code-решения, с помощью которых бизнес уже своими силами создает роботов для нужных целей. Часто к разработке сценария робота привлекаются внешние подрядчики - системные интеграторы. До прошлого года большая часть крупных российских клиентов работали исключительно с иностранными вендорами, мировыми лидерами в этой сфере (Blue Prism, UiPath, Automation Anywhere), но сейчас ситуация изменилась.
Как рынок RPA выглядел раньше
К 2022 году на долю крупнейших международных вендоров в сфере RPA, по разным оценкам, приходилось порядка 70% российского рынка. Их клиентами были крупнейшие компании из разных индустрий: телеком, банкинг, ретейл и т.д. - по сути все сферы, где есть большой поток рутинных процессов.
Для роботизации задач бизнес выбирал в основном иностранных вендоров, потому что у них была надежная репутация, выстроенные процессы и функционал для разных сценариев работы. Первое время вендоры и интеграторы сами приходили к потенциальным клиентам, в основном через отделы роботизации. Но постепенно программные роботы стали обычным явлением, в компаниях появились так называемые гражданские разработчики - то есть инициативные сотрудники, например бухгалтерии или отдела закупок, сами создавали программных роботов для своих задач.
Отечественные RPA-платформы появились на рынке относительно недавно, три-четыре года назад - к этому моменту российские банки уже использовали такие технологии в своих процессах, программные роботы решали там до 300 разных задач. К 2022 году в России существовало порядка 10 компаний, разрабатывающих RPA-платформы, но они занимали относительно небольшую долю рынка. Большинство крупных клиентов уже работали с иностранными платформами, а российские вендоры специализировались в основном на малом и среднем бизнесе.
Что изменилось в 2022 году
В феврале 2022 года многие иностранные компании объявили об уходе из России, и международные RPA-платформы не стали исключением. У кого-то из российских клиентов были куплены лицензии на ближайшие пару лет, но для многих вопрос миграции оказался срочным. Нередко роботы экономили усилия сотен сотрудников - значит, после их остановки компания должна была найти людей на замену, обучить, увеличить зарплатный фонд. В некоторых случаях RPA-решения отвечали еще и за критически важные для бизнеса процессы - например, расчет зарплат, валютный контроль, ответы на запросы госорганов. То есть замена требовалась экстренно.
В 2022 году компании начали анализировать рынок и обнаружили российских вендоров, с которыми раньше не было мотивации работать. Хотя некоторые компании анализировали возможности для импортозамещения заранее. К примеру, в "Ростелекоме" начали сравнивать российские платформы еще в 2021 году, поэтому к началу кризиса у них был готов тендер, а переход на российскую платформу Sherpa RPA начался в конце марта 2022 года. Есть и такие компании, как Росбанк, которые переход заранее не планировали, но, столкнувшись с кризисом, исследовали рынок, протестировали имеющиеся решения и выбрали платформу в рекордно короткие сроки - всего за два месяца.
Российские платформы тоже не были полностью готовы заменить иностранных лидеров, тем более что клиенты ждали привычный функционал и интерфейс, ту же скорость и надежность. В некоторых случаях скорость выполнения сценария могла отличаться в четыре раза (1 минута против 4) - если робот должен решать много задач, эта разница сильно влияет на его эффективность. Клиенты приходили к платформам с чек-листами на 100-400 пунктов, дотошно выписывая весь привычный функционал. Так они отсекали совсем сырые решения и в итоге выбирали из нескольких отечественных платформ, которые могли заменить привычные им решения на 80% и более. Бизнес ориентировался на удобство, скорость работы и миграции, а также стоимость. В таких условиях на рынке даже появились бессрочные и безлимитные лицензии - то, чего не предлагали иностранные компании. Благодаря этому (а также переходу на рублевую оплату) бизнес в финансовом плане в долгосрочной перспективе только выиграл от перехода на российские решения, хотя в моменте возникали дополнительные затраты на миграцию
Первые переезды на новые решения происходили в ручном режиме: разработчики, по сути, заново создавали роботов на новой платформе, посматривая на алгоритмы в старой платформе. Но постепенно появились автоматизированные решения: например, сейчас мы предлагаем клиентам миграторы с платформ Blue Prism и UiPath на нашу платформу, которые автоматически переносят свыше 95% объема всего проекта. Часть работы, например тестирование с целевыми системами, все равно нужно делать вручную, но сам процесс стал в несколько раз быстрее.
Как рынок RPA будет развиваться дальше
В прошлом году процесс переезда на российские платформы проходил в формате тушения пожаров - клиенты искали только замену привычным функциям, а не выбирали новые уникальные решения. А такие у отечественных платформ появляются. Например, мы внедрили в Sherpa RPA встроенный IDP, интеллектуальную обработку документов (из сканов и фотографий) - раньше для решение этой задачи клиентам приходилось приобретать отдельные сервисы. Сейчас бизнес начинает внимательнее присматриваться к таким функциям, а не просто ориентироваться на закрытие базовых потребностей.
Сами платформы выбирают разные векторы развития: фокусируются на анализе данных, делают ставку на развитие инструментов для гражданских разработчиков или внедрение искусственного интеллекта. За последний год практически все игроки на российском рынке RPA очень выросли качественно и функционально. При этом можно предположить, что, если иностранные компании захотят вернуться в Россию, большинство прошлых клиентов уже не станут с ними работать - из-за подорванного доверия и наличия сильных отечественных альтернатив.