Наталия
Иванова

основатель онлайн-школы deFIN
© ComNews
06.03.2023

На рынке онлайн-образования за последние пару лет изменилось примерно все. Аудитория стала гораздо требовательнее, а в трендах клиентских запросов – "быстрый результат" и личное сопровождение. Наталия Иванова, основатель онлайн-школы deFIN, рассказала, что ждет российский рынок EdTech в ближайшее время.

От бума – к кризису

Рынок онлайн-образования переживает этап трансформации – и в России, и в мире. На протяжении 10 лет EdTech-рынок нашей страны ежегодно рос на 20%, а благодаря пандемии коронавируса пережил бум и за 2020 год продемонстрировал двукратный рост. Но это не могло продолжаться бесконечно. Онлайн-школ, курсов и инфобизнесов в один момент стало просто много. Еще в 2021 году у лидеров начали снижаться показатели, количество студентов перестало расти.

Онлайн-образование начиналось с персонализированного подхода: коуч набирает группу и "ведет" несколько человек. Других вариантов и форм передачи знаний онлайн особо не было, образовательные платформы еще не появились.

А потом участники рынка оформили и масштабировали набранную информацию в курсы. У потенциальной аудитории была потребность в таком продукте. Стали появляться платформы для онлайн-курсов. Предложение росло, но и спрос был очень высоким. Каких-то критериев качества на рынке почти не существовало, клиентов привлекали в основном "личным брендом" и агрессивной рекламой.

В какой-то период на курсы записывались чуть ли не все. Люди думали, что это какая-то волшебная таблетка – в онлайне можно получить суперзнания. Но потом произошло перенасыщение продуктом. А главное – продукт в виде групповых многомесячных онлайн-курсов оказался не самым эффективным решением.

Существенным недостатком традиционных курсов стало то, что большинство студентов не справляются с программой. Онлайн-продукты обычно предполагают много самостоятельной работы, а к этому готов не каждый. Если человек что-то не понимает, задать вопрос в онлайне особо некому: на большинстве недорогих курсов возможность обратной связи отсутствует.

В результате многие слушатели "сходят с дистанции". Стандартные многомесячные курсы оканчивают лишь 40-43% из тех, кто записался. Один лишь этот факт говорит о том, что в сфере онлайн-образования нужно что-то менять. Вслед за падением моды на какое-то явление обычно следует его трансформация и перерождение во что-то другое. Именно это сейчас и происходит на рынке EdTech.

Актуальные тренды

Текущий кризис затронул, по моим оценкам, около 90% онлайн-школ. Те, кто мог, перестроился: начал развивать новые продукты в новых сферах. У остальных произошли существенные сокращения штатов, примерно наполовину. И как результат – потеря позиции на рынке. "На вершине" остаются те школы, которые учитывают все современные тенденции рынка.

Критическое мышление

Большинство из тех, кто приходит на онлайн-обучение, уже сталкивались с бесплатными и платными программами. И результаты не всегда соответствовали ожиданиям. У многих наших клиентов есть опыт какого-то неудачного курса: несистемная программа, неправильная подача, косноязычный преподаватель.

У потенциальных клиентов появилось критическое мышление в отношении курсов. Люди примерно понимают, что хотят и что недополучили на прошлых курсах. Раньше значительная часть слушателей этого не осознавала и ориентировалась только на маркетинг.

EdTech-компаниям приходится доказывать и объяснять, чем их продукт отличается от остальных. Поэтому им очень важно "отстроиться от рынка", чтобы потенциальная аудитория видела разницу между ними и конкурентами. Мы выбрали в этом отношении сложный, но правильный путь – лицензировали наши программы в одном из международных вузов. Доверие к классическому образованию в обществе все равно остается. Если вуз проверил программу – значит, это "не развод", и можно записываться.

Быстрый результат

Аудитории нужен короткий образовательный курс и понятный результат в виде конкретных знаний или даже трудоустройства. Люди мыслят именно такими категориями. И курсы школы DeFIN IS полностью соответствуют требованиям рынка: они длятся примерно полтора месяца. При этом на каждом занятии мы обучаем простым, но полезным навыкам. Так у слушателей сразу возникает чувство, что они не зря проводят время.

Другой вопрос – чему в принципе можно научить за такой короткий период? Конечно, за полтора месяца нельзя стать инженером или айтишником. Поэтому курсы должны предлагать несложные, но при этом востребованные современные онлайн-специальности.

Личное сопровождение

Недавно считалось, что EdTech – это один из способов получения знаний. Теперь знаний и курсов в избытке – в том числе бесплатных и "слитых" в интернет. Аудитория ориентируются на короткие программы с индивидуальным сопровождением, ей хочется большего личного контакта.

У онлайн-курсов подход преимущественно такой: "Ты должен что-то сделать сам, и, может быть, у тебя получится". Здесь слишком много самостоятельности, люди уже ею "наелись". В конечном итоге они поняли, что результат легче получить при индивидуальной работе. Современные слушатели хотят, чтобы им четко указали, что делать в образовательном треке, и "за ручку" провели по всему процессу обучения.

Один из признаков этой тенденции – активное развитие формата наставничества и менторства. Правда, не все наставники "одинаково полезны", многие из них появились на волне хайпа. Но для любого нового явления это нормально. Проблема в том, что индивидуальное сопровождение объективно стоит недешево. И если онлайн-школа сумеет объединить быстрый результат, личное сопровождение и невысокую стоимость курса – у нее есть будущее. Это жизнеспособная модель, учитывающая тенденции поведения человека.

Гарантии

Еще одна особенность современного клиента рынка EdTech – он хочет гарантию результата. Здесь любой специалист задумается: как в обучении можно что-то гарантировать, когда все зависит только от ученика? Один из видов такой гарантии – программа. Если человек видит, что она построена логично, в ней прописано, чему именно он научится – это тоже повышает доверие. Каждый блок хорошей программы – это фактически законченный функционал, который может выполнять специалист: например, подбор рекламных каналов, таргет, создание текстового контента и так далее.

Онлайн-курсы могут предлагать специальные программы с гарантией трудоустройства. Этот тариф есть в нашей школе, и он очень популярен. Гарантии помогают эффективно бороться с негативным опытом аудитории, если он у нее есть.

Бесплатный тестовый период

Это хорошо зарекомендовавшая себя стратегия: люди не покупают даже косметику, не взяв пробник. Потенциальный студент должен понять, что представляет ваш продукт, и после этого принять решение. Понравиться ему важно для продаж.

Например, мы создаем в Telegram бесплатные экспресс-курсы. Слушатели за несколько занятий понимают, нравится им наше предложение или нет. Кроме учебы мы устраиваем встречи с нашими выпускниками, которые рассказывают всю правду про образовательный процесс и полученный результат. Это важно психологически – люди видят, как курс работает на других, примеряют их опыт на себя. Благодаря этому мотивация становится выше. Бесплатная учеба предполагает сопровождение кураторов. В результате человек узнает, как обучение будет проходить на платном курсе.

Учить и трудоустраивать

Основная боль аудитории в том, что дальше делать с полученными знаниями. Когда человеку говорят, что он быстро выучится и тут же начнет зарабатывать – это его очень сильно мотивирует. Гарантии, в том числе связанные с трудоустройством – сильное "торговое предложение" онлайн-школы.

Основной продукт многих онлайн-школ – IT-курсы. Это обусловлено спросом –многие хотят стать айтишниками. Понятно, что вряд ли все они мечтали о карьере в этой области. Просто об IT говорят на каждом углу, поэтому "все побежали, и я побежал".

На самом деле IT – это долго, сложно и не для всех. Поэтому задача онлайн-курсов – предложить несложные, но востребованные профессии, которые каждый способен освоить за минимальный срок. Это отличный способ выделяться среди гигантов рынка, которые скупают более мелкие школы и делают упор только на IT-профессии. Мне кажутся наиболее перспективными с точки зрения спроса следующие онлайн-специальности, которые не попали в поле зрения крупных игроков.

Администратор Telegram-каналов

Telegram продолжает расти бешеными темпами, и при этом до сих пор в нем разбирается не каждый. Один из самых актуальных запросов предпринимателей звучит так: "Посоветуйте, кто умеет работать в Telegram: запускает рассылки, пишет посты, составляет контент-планы". Бизнес хорошо понимает, что надо привлекать аудиторию в Telegram. И специалисты, которые умеют правильно пользоваться этой соцсетью с точки зрения маркетинга и привлечения клиентов – очень востребованы.

Администратор Telegram-канала умеет правильно оформлять посты, закупать рекламу, работать со статистикой и сервисами аналитики, отслеживать мошенников. Он знает особенности и подводные камни этой площадки.

Создатель коротких вертикальных видеороликов (Reels и YouTube Shorts)

Это очень востребованный продукт. Те, кто могут качественно делать Reels, очень хорошо зарабатывают. Там нет ничего сложного, обучиться можно очень быстро.

Если "набить руку", изготовление одного ролика занимает минут 15-20. Существуют бесплатные приложения, в которых можно обрабатывать ролики – достаточно понимать механику и специфику. Для бизнеса это бесплатное привлечение клиентов, бесплатная узнаваемость, бесплатный набор подписчиков. А главное – короткие ролики приводят нужную аудиторию.

Reels – это чуть ли не единственный способ привлекать новых качественных клиентов внутри Instagram* (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена – прим.редакции). Те, кто остался в этой соцсети (а таких немало), стали активнее смотреть эти ролики. Тенденция никуда не денется, она уже коснулась и других площадок. Даже консервативный YouTube запустил вертикальные ролики YouTube Shorts. И они популярны и у блогеров, и у рекламодателей. Это говорит о том, что тренд растущий.

Разработчик чат-ботов

Почти у каждого бизнеса есть уже хотя бы один чат-бот. Разработчик чат-ботов – это универсальная профессия, которая не привязывает к конкретному работодателю. Человек может очень комфортно регулировать свою загрузку. Специальность больше походит для людей с техническим складом ума. Им не нужно осваивать суперсложные инструменты – по сути, собираешь бот, как конструктор. Нужно лишь знание и понимание некоторой логики. Чат-боты очень востребованы в Telegram, WhatsApp, на Avito и других площадках.

Хорошая новость заключается в том, что рынок EdTech в России довольно большой. И даже если ведущие игроки будут консолидироваться, они не смогут закрыть все потребности и запросы аудитории. Небольшие онлайн-школы, следующие за трендами и предлагающими качественное обучение по новым специальностям, получат свою часть аудитории. И смогут расти, если отличий от конкурентов будет все больше.