Федеральные информационные системы умного города не учитывают региональную специфику и не включают все востребованные в регионах функции. С другой стороны, региональные системы не позволяют собирать требуемую отчетность. Выходом эксперты называют интеграцию систем.
© ComNews
03.03.2023

На пленарной сессии X Федерального форума по цифровизации городской среды Smart City&Region одной из главных тем обсуждения стало то, как быть регионам, у которых уже есть работающие системы умного города, в условиях, когда федеральные ведомства активно внедряют централизованные решения. Как отметил заместитель председателя правительства Пермского края Алексей Черников, одно не исключает другого. Тем более что региональные разработки не позволяют получать всю требуемую отчетность, а у федеральных нет всех необходимых функций. Интеграция региональных систем между собой и с федеральными платформами - задача не всегда простая, но решаемая, и уже накоплен соответствующий опыт. Часто задачи интеграции решаются уже на стадии внедрения федеральных систем, чему также немало примеров. Хотя коллизии возникают.

Советник руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Дмитрий Онтоев обратил внимание, что в регионах есть работающие системы, которые учитывают региональную специфику и востребованные функции. И именно функции являются первичными. Кроме того, по мнению Дмитрия Онтоева, не менее важным фактором является привычный интерфейс многих сервисов, ориентированных на граждан. Переход на федеральные системы с большой вероятностью потребует изменить интерфейс, что может вызвать отрицательные последствия.

Заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта "Умный город" Анатолий Курманов признал, что жители действительно привыкли ко многим региональным сервисам и переходить на что-то другое им неудобно. Но он обратил внимание, что уровень развития в разных регионах отличается. Региональные системы успешно развиваются и работают, как правило, только в передовых субъектах с развитой инфраструктурой. Федеральные же системы позволят дать хоть что-то тем регионам, где нет пока вообще ничего, и запуск их будет большим шагом вперед. Немаловажно и то, что федеральные системы бесплатны для региональных властей и не требуют серверной инфраструктуры для развертывания, что дает существенную экономию. Высвободившиеся средства можно направить на другие нужды. Анатолий Курманов также напомнил, что в ряде федеральных ГИС есть региональные сегменты, среди которых, например, ГИС ЖКХ.

Директор Департамента цифрового развития города Севастополя Александра Осипова считает, что однозначного ответа на вопрос о том, какие системы оптимальнее использовать, федеральные или региональные, дать нельзя. С одной стороны, российские регионы очень разные. Есть различия и в региональной нормативной базе. Плюс ко всему региональные власти заинтересованы в развитии регионального бизнеса, в том числе и работающего в сфере ИТ. Но включение новых функций в региональные продукты не всегда просто реализовать. Часто переход на федеральную систему выгоднее и с финансовой точки зрения. Однако Александра Осипова призвала включать в федеральные системы стандартизованные API и возможности по интеграции.

Заместитель директора по развитию АНО "Цифровая экономика" Кирилл Киреев считает, что у региональных и федеральных ИТ-компаний найдутся ниши на рынке систем умного города, но чем раньше региональные игроки научатся работать совместно с федеральными игроками, тем успешнее они будут: "Безусловно, ИТ-компании существуют в регионах и продолжат существовать. Но преимущество уже сейчас получают региональные игроки, которые синхронизируют работу и активно сотрудничают с крупными федеральными компаниями и корпорациями, среди которых "Росатом", "Ростелеком", МТС и др.".

Новости из связанных рубрик