Александр
Маляревский
06.04.2023

Локальная сборка компьютеров и "параллельный импорт" готовых ПК глобальных вендоров - два мощных сформировавшихся тренда, отечественные вендоры и "параллельные поставщики" ведут активную борьбу за российского потребителя. Заметим, что национальному рынку нужны оба канала, так как по факту ни один не может полностью покрыть потребности пользователей с учетом всех факторов, включая риски. Что важного для всего рынка происходит в этих каналах?

"Параллельный импорт": ПК идут, но они уже не те

Благодаря "параллельному импорту" продукция глобальных вендоров на российском рынке по-прежнему доступна, но это несколько не те товары, к которым привыкли российские потребители. Продукция НР, Dell, Lenovo и других вендоров лишилась ряда преимуществ, особенно важных для корпоративных заказчиков.

Цены стали заметно выше - из-за усложнения каналов "параллельного импорта" и возникновению в них дополнительных рисков - но это не единственная проблема. Серьезные вопросы связаны с гарантийным обслуживанием: контракты подхватили российские компании, но пока сложно говорить о качестве поддержки. Пусть люди остались те же, но им приходится работать в новых условиях: при наличии проблем с поставкой комплектующих, без связи с техническими специалистами поставщиков и т. д.

Теперь у этой техники нет вендорской поддержки, актуальной для коммерческих ПК. В частности, отсутствуют коллаборации глобальных производителей с российскими вендорами программного обеспечения. Напомним, что предустановленный на производстве софт - от операционных систем до прикладных решений - обладает более высокой производительностью на реальных задачах, а также большей стабильностью работы (причина в оптимизации драйверов, тонких настройках драйверов, системных и прикладных программ, и аппаратных параметров, и т. д.). Для российских заказчиков важна такая оптимизация не для Windows и ряда приложений под эту операционную систему, а для Astra Linux, "1С " другие российские релизы.

Подчеркнем, что поддержка вендоров для ПК важна как на этапе приобретения устройств - вендор выполняет пре-конфигурацию, обеспечивает подтверждение соответствия национальным стандартам, контролирует соблюдение лицензий и пр. – так и для дальнейшего функционирования компьютерной техники в ИТ-инфраструктуре заказчика. Обновление драйверов и прошивок, установка "заплаток" на бреши в ИБ на уровне "железа" и фирменного софта, решение технических вопросов, связанных с совместимостью и т. д. – все это обеспечивали вендоры, иногда напрямую, иногда через локальных партнеров. Сейчас поддержка от глобальных вендоров отсутствует полностью.

Наконец, утрачена стабильность поставок продукции глобальных брендов.

"Параллельный импорт": одни каналы под ударом, другие под прицелом

Удары по каналу "параллельного импорта" следуют один за другим. Рынок отвечает на обновляемый спектр вызовов, уходит от возникающих рисков, но требуемые для этого процессы становятся все сложнее и, как следствие, каналы обходятся все дороже. Также важно, что сроки поставок возрастают, причем зачастую непредсказуемо.

Например, в начале марта таможенная система Турции начала блокировать транзит санкционных товаров, которые поступали в РФ по схемам "параллельного импорта", как сообщает Forbes. В апреле аналогичная ситуация с высокой степенью вероятности возникнет в Казахстане - одной из целей запускаемой онлайн-системы для отслеживания всех товаров, пересекающих границы страны, является борьба с "параллельным импортом", как сообщает портал Eurasianet. Хотя эти страны не вводят никаких санкций и ограничений в торговле с РФ товарами собственного производства, однако - что особо подчеркнуто, причем на высшем уровне - не намерены быть площадкой для обхода санкций, наложенных на РФ другими государствами.

Для игроков российского рынка происходящее, в общем случае, не является неожиданностью, поэтому компании активно развивают альтернативные каналы поставок. Однако следует заметить, что переключение между каналами стоит денег, кроме того, количество вариантов ограничено. Исключение одних каналов ведет к перегрузке других, которые пока доступны - в частности, Транскаспийский коридор уже перегружен, как сообщает ПЭК.

"Параллельный импорт": все же необходим

Требование запрета на "параллельный импорт" техники глобальных компаний - HP, HPE, Dell, Lenovo, Acer, Asus, MSI, Inspur и даже Fujitsu - было направлено в конце 2022 года Максуту Шадаеву, главе Минцифры, сообщал "КоммерсантЪ". По мнению автора письма, Евгения Степанова, генерального директора ICL, это позволит увеличить долю российской вычислительной техники на локальном рынке до 50%. Инициатива, по счастью, не получила поддержки, но показывает, насколько востребована российским рынком продукция глобальных вендоров, несмотря на все перечисленные выше проблемы.

Напомним, что коммерческие компьютеры глобальных брендов имеют ряд технических особенностей, которые при использовании этих систем в ИТ-инфраструктуре компаний - прежде всего, среднего и крупного размера, а также уровня enterprise - позволяют существенно уменьшать совокупную стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO). Кроме того, в некоторых сегментах рынка ПК товары от глобальных производителей пока вне конкуренции.

История повторяется

Ситуация несколько напоминает историю из поздних девяностых, когда в сегменте ПК на российском рынке присутствовали "белые компьютеры" производства глобальных брендов (НР, Compaq, Dell, Apple, IBM и т. д.), ПК "желтой сборки" китайских компаний (к которым тогда относили даже Asus и Acer) и, наконец, системы "красной сборки", созданные российскими производителями - как "подвальными компаниями", так и набиравшими силу индустриальными вендорами. С тех пор картина существенно поменялась - одни вендоры ушли с рынка или были поглощены, другие нарастили компетенции, противостояние на рынке существенно изменилось и т. д. - однако определенные элементы той ситуации прослеживаются в имеющейся сейчас дихотомии "российская сборка"/"параллельный импорт".

Радикальное отличие имеющейся ситуации состоит в текущем состоянии российских вендоров, которые теперь обладают производственными мощностями, техническими компетенциями и огромным опытом в работе как с локальными заказчиками, так и с каналом. За годы российские производители компьютеров стали мощной и развитой индустрией, прошедшей длительный путь развития и многократно доказывавшей свой высокий уровень, актуальный в меняющихся исторических условиях.

Причины, по которым экономике страны нужно собственное производство ПК, очевидны. Заметим, что российские вендоры обладают всем нужным для развития и продвижения модельных линеек ПК на локальном рынке. Знание рынка, наличие развитой сети гарантийной и постгарантийной поддержки, доступ реселлеров к вендору, возможность изменения конфигурации под пожелания заказчика, предустановка российского софта, наличие сертификатов и соответствие требованиям локальных регуляторов - все это у российских вендоров ПК есть.

Важно понимать, что российские ПК были и остаются результатом глобальной интеграции производителей цифровых решений, что в данном случае означает наличие определенных проблем у этого класса продуктов из-за санкций. О ситуации с процессорами мы писали, но это не единственное "узкое место" в спектре комплектующих для российских ПК. Кроме этого, у "красной отвертки" есть и ряд других серьезных проблем, которые определяет общая экономическая ситуация.

Локальное производство: массовые модели - да, топовые - нет

Продукция глобальных вендоров не может быть заменена локальной сборкой в полной мере. Производство бюджетных решений и офисных "рабочих лошадок" российские вендоры наладили (например, см. про ноутбуки "Сила" для корпоративного сегмента), но вот с системами, требующими более высокотехнологического подхода, все существенно сложнее.

Например, приходилось ли кому-нибудь слышать о российских геймерских ноутбуках или о мобильных рабочих станциях? Если системы среднего класса, ориентированные на офисного пользователя, локальные вендоры создать могут - более того, успешно этим занимаются! - то решения с топовой производительностью, предназначенные для длительной работы под высокими нагрузками или обладающие другими продвинутыми особенностями, увы, нет. Так было и до санкций, сейчас все кратно усложнилось.

После введения санкционных ограничений российским вендорам, лишенным контактов с производителями компонент - процессоров, чипсетов, видеоускорителей и пр. - стало работать еще сложнее, причем сложности особенно заметны при использовании топовых решений. Новейшие компоненты и технологии, применяемые для создания ПК с топовыми характеристиками, разумеется, на открытом рынке недоступны в течение определенного времени, за которое они успевают переместиться из высшего сегмента в массовый.

Локальное производство: ограничения технические, проблемы экономические

На данный момент у российских вендоров нет собственных мощностей для создания плат с высокой степенью плотности размещения компонент, характерных для наиболее продвинутых ПК, компетенций для создания систем вентиляции и теплоотвода, способных выполнять свои функции в тонких корпусах мобильных компьютеров для геймеров / инженеров / дизайнеров / исследователей / etc. Заметим, что аналогичные проблемы есть, например, у ряда китайских компаний, которые, обладая доступом к производственной базе и мощными инженерными школами с огромным опытом разработки / копирования, к производству геймерских ноутбуков подступали годами и все еще, уже несколько сезонов осваивают нижние уровни этого сегмента.

Проблемы с технологиями топового уровня и с нишевыми инженерными компетенциями не единственные для производства российскими вендорами геймерских ноутбуков и других решений повышенной продвинутости - есть еще экономические ограничения. Локальный российский рынок ПК невелик, производство массовых моделей для дома/офиса тут вполне может быть актуальным, но более дорогих моделей — высокопроизводительных, ультракомпактных и т. д. — уже нет. Возможности выхода российских компьютеров на рынки других регионов мира по понятным причинам маловероятны.

Вместо заключения

Очевидно, что в настоящее время российский сегмент ПК может существовать только при наличии обеих форматов поставок - как локальной сборки, так и "параллельного импорта".

Это прекрасно понимают в Правительстве. Например, в начале января постановление о продлении еще на один год — до конца 2023 года — упрощенного ввоза электроники подписал Михаил Мишустин, Премьер-министр РФ. Упрощенный порядок касается процедуры получения нотификации на электронные устройства, которые каким-либо образом поддерживают криптографические возможности или шифрование: ПК, ноутбуки, серверы, а также смартфоны, планшеты, микросхемы, рации и пр. В марте Минпромторг России внес изменения в перечень товаров, доступных для "параллельного импорта", сообщает РИА "Новости". В частности, данный формат распространен на продукцию Logitech.

Сказанное про ПК полностью справедливо для других цифровых решений: серверов, телеком-решений, систем хранения данных и т. д. Однако в этих нишах наличествуют свои специфики, определяющие некоторые дополнительные преимущества решений от российских вендоров.

Новости из связанных рубрик