Четверть россиян готовы доверить нейросети создание заголовков в СМИ. Такие данные содержатся в исследовании российского медиахолдинга Rambler&Co. Эксперты сомневаются, что "творчество" сетей в ближайшей перспективе сможет дорасти до уровня профессиональных журналистов.
Павел
Синяков
© ComNews
26.04.2023

В исследовании, которое проходило с 7 по 13 апреля 2023 г., приняли участие более 150 тыс. читателей изданий холдинга (из них 65% составили мужчины и 35% женщины). Респондентов спрашивали, как они относятся к применению ИИ для создания контента.

"Четверть россиян (25%) доверили бы языковым моделям писать заголовки вместо авторов, 23% - объяснительные материалы и тематические карточки с инструкциями, 16% - новости спорта. Каждый десятый (10%) считает, что ИИ хорошо справится с постами для соцсетей, 8% - с оперативными новостями. Еще 6% прочли бы интервью авторства нейросети, а расследования на основе собранных человеком данных, онлайн-репортажи и лонгриды (большие тексты) от языковой модели выбрали лишь 5%, 4% и 3% соответственно", - говорится в сообщении Rambler&Co.

Согласно результатам исследования, 68% читателей считают, что с помощью ИИ удастся полностью исключить орфографические и пунктуационные ошибки в текстах. "Каждый десятый (10%) уверен, что со временем нейросети смогут быстрее сообщать аудитории экстренные новости. Столько же (10%) рады за журналистов, у которых будет дополнительное время на расследования и репортажи вместо написания рутинных заметок. 9% видят преимущества ИИ в улучшении визуализации материалов, 3% - в работе персональных рекомендаций", - отмечают авторы исследования.

Среди негативных последствий внедрения ИИ в журналистику респонденты назвали подверженность нейросетей взломам (36%), риск потери у журналистов профессиональных навыков (27%), появление однотипных и неинтересных текстов (21%) и снижение уровня грамотности авторов (16%).

Исследование Rambler&Co (с 2020 г. находится в собственности Сбера) предваряло презентацию нейросети NeONKA для генерации заголовков, которую разработали Сбер и SberDevices (ООО "СалютДевайсы"). "ИИ-решение выступает в роли напарника редактора, предлагает множество вариантов заголовка для одного и того же текста, а человек выбирает из них наиболее удачные. При этом нет необходимости верифицировать информацию - в него попадут только те данные, которые уже есть в тексте", - говорится в сообщении пресс-службы Сбера.

По ее данным, сейчас нейросеть проходит тестирование и в перспективе будет доступна в качестве рыночного продукта. В ее обкатке, в частности, принимает участие редакция "Ленты.ру" (входит в холдинг Rambler&Co).

На вопрос корреспондента ComNews об использовании ИИ представитель пресс-службы ТАСС ответила, что агентство не применяет системы на базе нейросетей для создания контента. "В нашей деятельности ИИ - это исключительно внутренняя автоматизация, ничего похожего на ChatGPT", - уточнила она.

Представитель VK (владеет "Дзен.ру") на запрос ComNews не ответил.

Преподаватель кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Екатерина Слабковская обратила внимание, что исследование Rambler&Co не может считаться репрезентативным для выводов в масштабах всей страны, поскольку оно проводилось на ресурсах одного холдинга и "в выборку явно не попала "аналоговая" аудитория с консервативными вкусами, которая по большей части проживает в малых городах, а это около пятой части населения страны".

По ее словам, в отрасли сложились все предпосылки к внедрению нейросетей - по крайне мере в части новостной журналистики, где труд авторов носит достаточно рутинный характер и новости все больше похожи одна на другую. "Нужно понимать, что выражение "фабрика новостей" в отношении профильных медиа уже давно перестало быть метафорой. Из-за большого потока информации журналисты, действительно, все больше используют пресс-релизы и все меньше добывают эксклюзивов. Это общемировой тренд, который начался в западной журналистике еще в 1970-х гг., и сейчас, как показывают наши исследования, крайне актуален для России, - отмечает Екатерина Слабковская. - Другой вопрос, приведет ли экспансия нейросетей к тому, что журналисты станут более свободными и смогут заняться аналитической работой или же сработает логика рынка, при которой работодатель пойдет по пути сокращения издержек и отдаст предпочтение ИИ-редакции".

По мнению Екатерины Слабковской, решающую роль в этом вопросе будет играть аудитория, которая либо создаст спрос на "живой контент" с креативной и аналитической составляющей, либо удовлетворится "фаст-фудом от нейросетей".

"Поскольку внедрение нейросетей в журналистику будет проходить постепенно, скорее всего, аудитория не будет чувствовать из-за этого серьезного дискомфорта. Тем более что и сейчас заголовки новостных порталов зачастую неразличимо схожи. Однако научить ИИ писать по-настоящему привлекательные и качественные заголовки на русском языке - задача сложная. Дело в том, что процесс создания заголовка плохо поддается алгоритмизации, обучить модель учитывать все возможные нюансы практически невозможно, поскольку выбор той или иной речевой конструкции, оборота происходит зачастую интуитивно. А игры слов от нейросети мы, скорее всего, не дождемся вообще никогда, поскольку она лишена и чувства слова, и чувства юмора. Пока меня как редактора не удовлетворил ни один предложенный ИИ заголовок", - добавила сотрудник журфака.

Новости из связанных рубрик