По итогам 2022 г. на рынке операторов спутникового ТВ продолжается стагнация в количестве пользователей: третий год их около 17 млн домохозяйств в РФ. Объем рынка снизился на 5%, по данным консалтингового агентства "ТМТ Консалтинг". Финансовые показатели держатся, скорее, не за счет сегмента спутникового ТВ, а благодаря другим предложениям компаний.
Анна
Швецова
© ComNews
05.05.2023

Федеральная налоговая служба опубликовала финансовые итоги 2022 г. российских операторов непосредственного спутникового ТВ-вещания. Однако следует учитывать, что в их выручку входят не только доходы от услуг спутникового телевидения, а данные по этому сегменту ни одна компания не предоставила ComNews.

Согласно данным Федеральной налоговой службы, выручка НАО "Национальная спутниковая компания" ("Триколор") в 2022 г. составила 16,4 млрд руб. - столько же, сколько и в 2021 г. Однако чистая прибыль этой компании рухнула на 88,6%: с 1,9 млрд руб. в 2021 г. до 216 млн руб. в 2022 г. В Триколоре финансовые показатели не раскрыли, но отметили, что год, несмотря на сложную геополитическую обстановку, не принес заметных негативных последствий для участников рынка.

"Триколор сохранил лидирующую позицию по объему клиентской базы. По итогам 2022 года клиентская база составила 12,3 млн пользователей, из которых 10,5 млн - клиенты, имеющие доступ к HD-телевидению, - рассказал корреспонденту ComNews Алексей Липилин, директор по маркетингу Триколора. - Отдельное внимание в 2022 г. Триколор уделил развитию онлайн-кинотеатра "Триколор Кино и ТВ", который по итогам года насчитывал более 2,6 млн пользователей".

В 2022 г. выручка ООО "Телекарта" и ООО "Орион Экспресс" (входят в ГК "Орион") составила 349,3 млн руб. (-16% в сравнении с 2021 г.) и 1,9 млрд руб. (-22,8%) соответственно. Таким образом, совокупная выручка ГК "Орион" по итогам 2022 г. составила 2,25 млрд руб. Чистая прибыль первого сократилась до 807 тыс. руб. (-84,7%), а чистая прибыль второго - до 94,4 млн руб. (-74,2%).

В 2022 г. "Орион" вынужденно перешел на отечественные спутники, так как прежний провайдер орбитальной емкости - Intelsat уведомил об экстренном отключении спутникового вещания на космических аппаратах Intelsat 15 и Horizons 2. Компания перевела вещание на космический аппарат "Экспресс-80", принадлежащий ФГУП "Космическая связь". "В полном объеме оценить результаты проделанной работы мы сможем не раньше второй половины 2023 г. Однако можно говорить, что переход на российский борт реализован успешно. Мы сохранили подавляющее большинство платежеспособной абонентской базы, качество сигнала, географию покрытия", - рассказал генеральный директор ГК "Орион" Кирилл Махновский.

ООО "Спутниковое ТВ МТС" закончило 2022 г. с ростом выручки на 73,8%, до 812,3 млн руб., против 467,4 млн руб. в 2021 г. Однако чистый убыток компании составил 899 млн руб., что на 158,7% больше убытка в 2021 г. "ТВ-услуги остаются востребованными, но на насыщенном рынке динамика остается в пределах однозначных цифр. Сохранение позитивной динамики и развитие базы происходит за счет конвергентных предложений, расширения присутствия в регионах. Спутниковое ТВ остается востребованным преимущественно в местах, где нет широкополосного интернета", - рассказал представитель пресс-службы МТС. Он отметил, что с учетом интенсивного сооружения сетей операторами в последние годы отмечается смещение интереса пользователей к ОТТ-сервисам, которые полностью закрывают те же потребности в доступе к контенту и ТВ-телеканалам без дополнительных затрат на приобретение и установку оборудования.

Финансовую отчетность за 2022 г. четвертого участника российского рынка спутникового телевидения - ООО "НТВ-Плюс" ФНС не опубликовала (вероятно, его основной бенефициар "Газпром Медиа холдинг" воспользовался правом госструктур не раскрывать финансовые результаты из-за вероятности западных санкций). Доступные отчеты "НТВ-Плюс" обрываются 2021 г., в котором выручка компании превысила 3,7 млрд руб., а чистый убыток достиг 1,7 млрд руб. На запрос ComNews "НТВ-Плюс" не ответила.

В декабре 2022 г. в России начал работу пятый оператор непосредственного спутникового телевидения - ООО "Русский мир", который зарегистрирован в октябре 2022 г. в Луганске. По данным сервиса Kartoteka.ru, единственным учредителем и гендиректором компании является Алина Панова. Проект "Русский мир" создан для жителей Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей, Севастополя и Республики Крым. На других территориях прием спутниковых каналов ограничен путем кодирования спутниковых сигналов, сказано на сайте "Русского мира". Также утверждается, что комплект оборудования и его монтаж бесплатны, а пользователям не нужно платить абонентскую плату. Представители "Русского мира" не ответили на запрос ComNews.

"Рост спутникового сегмента остановился еще в 2020 г. В 2022 г. рынок от стагнации перешел к сокращению, - рассказала Елена Крылова, директор по проектам аналитического агентства "ТМТ Консалтинг". - В крупных городах с высоким проникновением интернета происходит постепенное снижение доли спутникового телевидения - потребители делают выбор в пользу интерактивного ТВ. Кроме того, на деятельность спутниковых операторов повлияла доступность цифрового эфирного телевидения". Елена Крылова сообщила корреспонденту ComNews, что в 2022 г. абонентская база спутникового ТВ в России сократилась на 1,3% (или примерно на 220 тыс. абонентов), в первую очередь из-за перехода "Ориона" на новый спутник в середине года. Объем российского рынка спутникового ТВ, по оценке "ТМТ Консалтинга", за прошлый год снизился на 5%.

По количеству абонентов спутникового ТВ доли операторов по итогам 2022 г. также практически не изменились и составили: "Триколор" - 70,7% (12,3 млн абонентов); "Телекарта" - 17,4% (3 млн); МТС - 6,2% (1 млн); "НТВ-Плюс" - 5,8% (1 млн). Совокупная абонентская база четырех российских операторов спутникового ТВ по итогам 2022 г. составила 17,377 млн домохозяйств, по сравнению с 17,366 млн в начале года, по данным опроса ComNews.

https://www.comnews.ru/content/224591/2023-03-14/2023-w11/okhvat-territ…

Елена Крылова из "ТМТ Консалтинга" ожидает в 2023 г. дальнейшего небольшого снижения рынка спутникового ТВ. "Операторы все больше сосредотачивают усилия на работе с действующей базой - активно развивают ОТТ-платформы и привлекают абонентов к использованию онлайн-сервисов и дополнительных услуг", - рассказала она. Представитель пресс-службы "Триколора" также сказал, что в 2023 г. для компаний будет актуально работать с действующей клиентской базой. "Ожидаем в 2023 г. тренд глубокого экосистемного проникновения компаний в собственную клиентскую базу. Мы отработали эту модель на собственном онлайн-кинотеатре и можем отметить ее успешность. По итогам 2022 г. проникновение онлайн-кинотеатра "Триколор Кино и ТВ" в клиентскую базу "Триколора" выросло на 40%. И этот результат мы достигли без внешнего продвижения", - прокомментировал представитель пресс-службы "Триколора". Еще один тренд, по его мнению, - рост популярности телевидения в формате сверхвысокой четкости (Ultra HD).

"У каждого из операторов, помимо классического направления - спутникового ТВ для частных абонентов, есть другое направление диверсификации. Общая черта рынка - это стагнация: количество абонентов третий год практически не меняется, замерев на уровне 17,4 млн домохозяйств. Другой многолетний тренд - переход абонентов спутникового ТВ в интернет, в цифровые каналы", - обозначила особенности рынка аналитик ComNews Research Наталья Смирнова.

Новости из связанных рубрик