Евгений Дрякин;экс-руководитель российского подразделения Oracle Communications (CGBU) и мажоритарный собственник ООО "Омега Телеком Разработка"
Евгений
Дрякин

экс-руководитель российского подразделения Oracle Communications (CGBU) и мажоритарный собственник ООО "Омега Телеком Разработка"
© ComNews
10.05.2023

Пограничный контроллер сессий (SBC) - это оборудование операторского класса, обеспечивающее такие функции, как защита сети и других устройств от внешних атак, обеспечение качества обслуживания, роль межсетевого экрана (firewall) и др. Доминирующим поставщиком SBC для коммерческих операторов связи и ведомственных сетей в России на протяжении многих лет оставалась корпорация Oracle. С ее уходом с российского рынка в марте 2022 года перед всеми операторами в стране встал вопрос технической поддержки зарубежных SBC и поиска равнозначных отечественных решений. В интервью порталу ComNews Евгений Дрякин, экс-руководитель российского подразделения Oracle Communications (CGBU) и мажоритарный собственник ООО "Омега Телеком Разработка", рассказал о возможностях поддержки продуктов Oracle и перспективе появления отечественного пограничного контроллера сессий не меньшего качества.

SBC был одним из флагманских продуктов Oracle CGBU - действительно ли он так важен?

SBC как элемент сетевой архитектуры был изобретен американской компанией Acme Packet, которая долгое время оставалась технологическим лидером по этому направлению. В итоге в июне 2013 года ее за $2,1 млрд купила корпорация Oracle, которая включила ее в состав подразделения Oracle Communications Global Business Unit (CGBU).

Решения Acme Packet/Oracle всегда славились исключительной надежностью и функциональностью. Пограничные контроллеры сессий присутствуют на сетях всех операторов связи и сотен предприятий крупного и среднего бизнеса, и подавляющее большинство SBC в России - это решения Oracle. Также SBC является неотъемлемым элементом 5G-архитектуры.

Какова ситуация с SBC в России после ухода всех мировых производителей, включая и Oracle?

Ситуация, конечно, непростая. Продажи новых решений и официальную поддержку прекратили все основные производители. А на внутреннем рынке пока не представлено конкурентноспособного решения SBC. Это специфичный нишевой продукт, который не так просто создать: в одном сетевом элементе сочетается высокая производительность и множество интеллектуальных функций. И непросто найти верный баланс между функционалом обеспечения совместимости и функционалом безопасности, которые местами противоречат друг другу. Поэтому невозможно сделать SBC путем быстрой переделки офисной телефонной станции (PBX) или софтсвича.

Что же делать операторам и корпоративным клиентам в таких условиях?

Мой совет - не спешить. Со временем, я уверен, появятся достойные решения, а вопрос с отсутствием поддержки можно решить. В частности, что касается решений Oracle, то нам удалось в полном объеме сохранить коллектив российского подразделения. Мы основали ООО "Омега Телеком Сервис" и продолжаем оказывать техподдержку от имени этой компании. Наш коллектив обладает уникальными компетенциями в части SBC, именно наши специалисты оказывали фактическую техническую поддержку по решениям Acme Packet/Oracle в докризисный период и продолжают это делать. У нас есть собственный центр техподдержки, лаборатория, и мы уже продолжительное время оказываем техподдержку ряду крупных заказчиков в России.

Каков реальный уровень поддержки, которую может оказывать ООО "Омега Телеком Сервис"?

Уровень нашей техподдержки фактически соответствует уровню поддержки производителя, ведь именно мы ее и оказывали раньше, а локальные партнеры Oracle, закупая техническую поддержку производителя, получали ее от нас и наши услуги перепродавали. В некотором смысле уровень поддержки даже вырос - мы избавились от бюрократических проволочек крупной корпорации, англоязычного интерфейса и работаем более эффективно.

Это все равно временное решение на некоторое время, а чего же ожидать в более отдаленной перспективе?

В будущем, конечно, решения Oracle придется менять. Вопрос на что, как и за какую цену. И если сегодня менять фактически не на что, то в будущем, я уверен, варианты появятся. Несомненно, в текущей конъюнктуре приоритет должен отдаваться чисто российским разработкам, а в государственном секторе это вообще является обязательным требованием. Мы это понимаем, и поэтому создали ООО "Омега Телеком Разработка", которое занимается созданием нового, полностью российского, продукта. Дело в том, что наш коллектив, который стоял еще у истоков SBC, обладает уникальной экспертизой в этой технологической нише. Мы досконально знаем, каким должен быть SBC будущего с точки зрения функциональности.

В чем будет уникальность нового продукта?

Мы создаем purpose-built-продукт. С нуля, от TCP/IP-стека до SIP-стека, и на каждом уровне ПО учитываем специфику, которая необходима именно для этого класса оборудования. Зарубежные решения имеют один общий недостаток - это старые разработки, которые развивались эволюционно более 10-15 лет, прошли миграцию из аппаратных продуктов в виртуализированные. При таком пути развития неизбежно накапливаются архитектурные ошибки, неоптимальные решения, устаревшие библиотеки. А мы создаем архитектуру с чистого листа, учитываем ошибки Oracle и используем современные программные механизмы. При этом мы сделаем решение максимально удобным и знакомым всем заказчикам, кто использует решения Oracle, - как в части эксплуатации, так и в части миграции. Наши решения будут полностью совместимы, и миграция на новый SBC будет проходить просто и безболезненно. В то же время это будет полностью сертифицированный российский продукт, с центром разработки и поддержки в России, и ориентированный на российский рынок. Все это обеспечит высокий уровень поддержки заказчиков, предоставит им возможность оперативных доработок и кастомизации продукта. Кроме того, в более отдаленной перспективе, на базе создаваемых программных модулей мы планируем разработку смежных продуктов в сфере информационной безопасности.

Все в России знают достоинства решений Oracle/Acme Packet. Наше решение будет включать лучшие черты лидера и учитывать прошлые ошибки. Поэтому оно будет лучше, чем Oracle.

На каком микропроцессоре будет базироваться SBC, который создает "Омега Телеком Разработка", и каким образом компания предполагает закупать эти чипы?

Разрабатываемое решение полностью программное - эра аппаратных SBC уходит в прошлое.

Когда ждать первой версии SBC от "Омега Телеком Разработка"?

Разработку мы ведем уже давно, многие модули будущего решения уже готовы. Думаю, во второй половине 2023 года мы уже сможем показать заказчикам результаты нашей работы. Уверен, они будут приятно удивлены.

Номинально на российском рынке есть отечественной SBC - например, производства новосибирского предприятия "Элтекс". А интегратор "Хайтэк" в 2019-2021 годах получил от Минпромторга субсидию в 503 млн рублей на создание аппаратно-программной платформы связи, которая включает и пограничный контроллер сессий. Видите ли вы эти разработки в качестве потенциальных конкурентов и хватит ли рынка на всех?

Конечно, мы знаем решения и "Элтекс", и "Протей". Они всегда заявляли наличие SBC в продуктовом портфеле, однако, пока основные игроки в этом секторе - Oracle и Huawei присутствовали на российском на рынке, локальные разработчики реальной конкуренции им не составляли. Это связано именно с техническими возможностями зарубежных решений. "Элтекс" и "Протей", конечно, конкуренты, но у нас есть ноу-хау. Мы знаем все про этот продукт и делаем его лучше, чем Oracle.

Обращалась ли "Омега Телеком Разработка" за субсидиями или грантами в Минпромторг или государственные институты развития - ФРИИ, "Сколково", Фонд Бортника и др.?

За субсидиями мы не обращались - пока финансируем разработку из собственных средств.

Планирует ли "Омега Телеком Разработка" поставки SBC за рубеж?

Наш фокус - российский рынок, но мы не отказываем себе в подобных амбициях в будущем.