Фото: https://aero.gazprom-neft.ru/
АО "Газпромнефть-Аэро" внедрило блокчейн-систему для расчетов за заправку самолетов в столичном аэропорту Шереметьево. Пока компания сообщила лишь об одном подключенном к Smart Fuel авиаперевозчике - Smartavia (АО "Скай Инвест" - прим. ComNews), который выполняет рейсы более чем по 20 направлениям внутри РФ.
Павел
Синяков
© ComNews
17.05.2023

Из пресс-релиза "Газпром нефти" стало известно, что расчеты с использованием блокчейна доступны в 18 российских аэропортах от Мурманска до Красноярска. Также компания сообщила, что блокчейн-система Smart Fuel позволила снизить время проведения платежей между топливным оператором и авиакомпанией с четырех-пяти дней до 15 секунд. Помимо Smartavia блокчейн-платформой для оплаты топливо также пользуются Utair и Nordstar.

"Российские авиакомпании активно используют наш цифровой инструмент для повышения эффективности бизнеса. Благодаря расширенному функционалу Smart Fuel имеет высокий потенциал к масштабированию в российской авиатопливной отрасли", - говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте "Газпром нефти" со ссылкой на генерального директора АО "Газпромнефть-Аэро" (авиатопливный оператор) Владимира Егорова.

Руководитель направления методологии коммерческого учета "Газпромнефть-Аэро" Дмитрий Макаров, возглавляющий проект Smart Fuel, на вопрос ComNews о необычно долгих сроках платежей ответил, что их согласование - это регламентированный процесс с несколькими ответственными исполнителями. "Раньше много времени занимали процедуры доставки первичного документа - так называемого расходного ордера на заправку воздушного судна - до офиса поставщика авиатоплива и авиакомпании, а также расчет и согласование стоимости заправки", - пояснил он, добавив, что теперь благодаря смарт-контрактам из цепочки согласований исключен человеческий фактор, так как все условия в системе заранее прописаны и одобрены всеми сторонами, что существенно сокращает срок проведения оплаты.

По его словам, использование блокчейн - непременное условие подключения к Smart Fuel, но платформа не является обязательной для авиакомпаний, заправляющихся в Шереметьеве. "Мы предлагаем партнерам перейти на платформу Smart Fuel в качестве более эффективной альтернативы взаиморасчетов. На сегодняшний день получили множество положительных отзывов о платформе, так как она позволяет экономить время и деньги всем участникам процесса", - уточнил руководитель проекта.

Он также сообщил, что Smart Fuel уже работает в Мурманске, Новосибирске, Екатеринбурге, Омске, Томске, Тобольске, Саратове, Ульяновске, Калининграде, Саранске, Кемерове, Чите и в других городах, пообещав, что непременно сообщит о новых хабах, которые компания планирует подключить до конца года.

Очевидными преимуществами Smart Fuel, помимо экономии времени на проведение платежей, Дмитрий Макаров назвал возможность интерактивного заказа топлива без необходимости покидать кабину воздушного судна и сохранения итогов заправки в виде электронного чека по стандарту ФНС. "Это упрощает работу экипажа по подготовке к вылету и ведению полетной документации, водителя топливозаправщика, устраняет "человеческий фактор" при заполнении документов и дает инструмент отслеживания процесса заправки и взаимного информирования, которому доверяют все службы", - резюмировал руководитель Smart Fuel. На вопрос ComNews о финансовой выгоде от внедрения блокчейн-системы Дмитрий Макаров ответил, что "про бизнес- эффект пока детально ответить не готовы".

Один из ведущих экспертов в области DeFi-экономики, пожелавший сохранить анонимность, назвал Smart Fuel уникальным решением в части бизнес-процесса. "По сути, это выставление заявок на заправку и клиринг через блокчейн-сеть. Если провести аналогию, то такие решения называются AMM - Automated Market Maker", - пояснил собеседник ComNews. Он подтвердил слова руководителя Smart Fuel, что преимущества платформы для этой сферы бизнеса заключаются в отсутствии "ручных операций", назвав систему автоматической заправкой. Размышляя об альтернативных моделях применения блокчейн-системы, эксперт предположил, что в перспективе на ее базе можно организовать выставление заявок на внешние площадки и биржи - например, подключить к бирже и торговать там требованиями на оплату.

Председатель общероссийской общественно-государственной организации (ООГО) "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности" Андрей Кричевский, напротив, не согласен с мнением, что ускорение процесса расчетов является результатом использования блокчейна. "Скорее всего, они используют либо механизм депозита, и в данном случае "Газпром нефть" выступает гарантом сделки, держателем депозита, либо держатель информационной системы кредитует авиакомпанию. Тогда поставщик топлива получает деньги сразу, а компания рассчитывается позднее", - предположил он. Однако эксперт уверен, что очевидным плюсом можно считать ускорение подготовки отчетной документации, так как упомянутые четыре-пять дней тратятся не столько на банковский перевод, сколько на подготовку инвойсов, счетов-фактур и прочий документооборот. "Но здесь важно, что поставщиком топлива выступает сама компания. Блокчейн для нее - способ сразу получить фиксирующие документы, - уточнил он. - Возможно, они имеют в виду, что начисление производится сразу, так как моментально формируются отчетные документы. По бухгалтерии поставщик топлива закрывает платеж, а дальше - кассовый метод получения".

Андрей Кричевский также упомянул о возможностях применения блокчейн-систем в других отраслях, выразив мнение, что польза будет намного выше, чем в случае заправки самолетов. "Блокчейн полезен, когда есть много участников рынка, которые не очень хорошо друг друга знают и не имеют оснований для взаимного доверия. Если речь идет только о сотрудничестве "Газпром нефти", аэропорта и авиакомпаний, то распределенный реестр хоть и полезен, но не играет ключевой роли. Если же речь идет о рыночном решении для большого числа игроков, пользу блокчейна трудно переоценить", - резюмировал эксперт.

"Проект "Газпром нефти" пока первый в авиационной отрасли, который позволяет моментально оплачивать заправку "в крыло", - прокомментировала внедрение Smart Fuel основатель телеграм-канала "Все о блокчейн, мозге и Web3.0" Ани Асланян, заметив, что в авиаиндустрии есть немало примеров, где используются подобные технологии. В их числе сервисы для покупки билетов, создания программ лояльности, передачи данных. "Такие кейсы есть в аэропортах Дубая, Лондона, Брюсселя, а пионером внедрения стала компания British Airways", - уточнила она.

Затянутые сроки проведения обычных платежей Ани Асланян объяснила необходимостью документального подтверждения и сверки параметров заправки. "Цифровые смарт-контракты позволяют проводить оплату за топливо непосредственно в момент заправки и моментально формировать всю отчетность в электронном виде. Благодаря блокчейну информация по ним открыта для всех участников рынка, подключенных к блокчейн-платформе. Также нет необходимости вносить предоплату, резервировать средства на счетах по несколько дней, все это существенно снижает издержки", - резюмировала она.

Член экспертного совета Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Валерий Петров считает, что Smart Fuel - не только высокотехнологичное, но и весьма актуальное решение. "При традиционном подходе предполагается выставление счетов и их сверка, при участии ответственных исполнителей, что замедляет реализацию этих процедур и подразумевает ошибки по причине человеческого фактора. Блокчейн-система предполагает использование смарт-контрактов, которые гарантируют безошибочные операции практически в режиме реального времени, так как она не позволяет провести транзакцию, пока каждый этап не будет подтвержден с обеих сторон", - пояснил он. В целом, по словам эксперта, Smart Fuel - "отличный пример того, как блокчейн на практике не просто помогает решить актуальные задачи, а существенно повышает экономическую эффективность целого направления бизнеса". "Естественно, такой подход заслуживает тиражирования", - подытожил он.

Новости из связанных рубрик