В 2022 г. 44,2% предпринимателей отложили выпуск некоторых продуктов или вовсе от них отказались, чтобы начать поиск новых решений. Это произошло из-за того, что большинство российских стартапов оказались не готовы к резким изменениям рынка. 70% таких предпринимателей столкнулись с ситуацией, когда их продукт оказывался неактуальным для рынка.
© ComNews
30.06.2023

Совместное исследование стартапов провели школа бизнеса "Синергия" и образовательная платформа Dthink. В нем приняли участие 1025 человек, из которых 40% имеют свой бизнес. Главной задачей исследования был анализ текущих вызовов бизнеса и поиск эффективных моделей решения задач.

Данные опроса показали, что предпринимателям мешают развивать дело недостаточные знания потребностей аудитории. Большинство респондентов (42,8%) заявили, что оценивают уровень знаний потребителей как средний. При этом оценивали они этот показатель, исходя из собственных наблюдений и аналогов на рынке.

Согласно исследованию, около 70% предпринимателей сталкивались с ситуацией, когда их продукт оказывался неактуален для рынка. По оценке экспертов школы бизнеса "Синергия" и консалтингового агентства Dthink, это связано с недостаточным качеством исследования предпочтений аудитории. В большинстве случаев с подобной проблемой сталкиваются компании-новички, проработавшие на рынке не более года.

В ходе опроса также отмечена неудовлетворенность бизнеса сроками разработки продукта. Только 17,7% респондентов оказались полностью довольны скоростью реализации решений, еще 8,6% оценили степень удовлетворенности как высокую.

По словам главы школы бизнеса "Синергия" Александра Рагини, успех бизнес-идеи зависит не только от технической реализации, но и от тщательной аналитической работы и планирования. "Чтобы время и деньги предпринимателей не были потрачены впустую, важно анализировать спрос, активность конкурентов и целевую аудиторию. Это поможет принять взвешенное решение, основанное на рыночных реалиях, а не на собственных догадках", - отметил Александр Рагиня.

Около половины (42,6%) опрошенных сказали, что им непросто находить нужных специалистов, а 37,9% сталкиваются со сложностями в поиске. При этом частым критерием для принятия решения о найме становится личностный фактор. Более трети предпринимателей (36,7%) не могут найти финансирование. Более 10% вообще не представляют, где его искать.

Резидент венчурных клубов "Синдикат" и Angelsdeck Алексей Марков считает предоставленную статистику позитивной. "Если из 70% предпринимателей 44% не могут найти применение стартапу на рынке, значит, остальные 26% востребованы. Это прекрасный результат. На самом деле он меня даже удивляет. Люди предлагают совершенно новаторские, удивительные решения будущего, и таковых немало. Это же классно!" - ответил он корреспонденту ComNews на пресс-конференции премии "Искусный интеллект".

Генеральный директор ПАО "СПБ Биржа", президент ассоциации участников финансового рынка "Некоммерческое партнерство развития финансового рынка РТС" (НП РТС) Роман Горюнов согласен с результатами опроса. "Я думаю, что статистика абсолютно верная. Общаясь с некоторыми стартаперами, я обычно задаю вопросы: "А вы этот проект сделали для чего? Есть ли у вас опыт в индустрии? Почему вы решили этим заняться?" Многие ИТ-специалисты считают, что могут что-то сделать в предметной области. Но ведь нужно в этом разбираться, правильно оценивать спрос до того, как ты начинаешь заниматься проектом. Но с другой стороны, не попробуешь - ничего не узнаешь. И с этой точки зрения даже неудавшиеся стартапы - не беда. Это не значит, что люди сделали что-то неудачное и после этого сдаются, опускают руки, - пояснил Роман Горюнов в беседе с корреспондентом ComNews. - Скорее всего, они берутся за другой проект с полученным опытом, с новой мотивацией. Поэтому в этом нет ничего страшного. Понятное дело, что хотелось бы все и сразу. Но чтобы понять спрос, надо хоть с чем-то прийти. Не может быть такого, чтобы каждый стартап выстреливал".

Генеральный директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов считает, что на статистику влияет быстро меняющийся рынок: "Тут не должно быть трагических нот. Потому что команды после провальных стартапов, скорее всего, остались. Обучение действием никто не отменял. Это самое эффективное обучение. А как еще научиться, если ты не прошел через это сито? Рынок сейчас меняется очень быстро, можно сказать, мгновенно. Вполне возможно, что команда работает над проектом, учитывая одни условия, а ближе к выпуску стартапа они уже другие".

Новости из связанных рубрик