Web3 и креативная экономика
Хачатрян
основатель и владельц компании по разработке крупных IT-решений "Неотех"
В постиндустриальной экономике творческие отрасли постепенно заменяют часть сырьевых и производственных — многие технологические компании ориентируются на развитие креативной экономики и поддержку творческих отраслей. Ключевую роль при этом играют творчество, искусство и обмен идеями — именно эти элементы лежат в основе креативной экономики — широкого термина, охватывающего и бизнес-модель, и совокупность решений, платформ, которые помогают в производстве, распространении и монетизации собственного контента, продуктов или услуг.
Основатель и владельц компании по разработке крупных IT-решений "Неотех" Феликс Хачатрян расскажет, как Web3 связан с креативной экономикой и какое место в этом процессе занимает NFT.
Почему Web3 улучшает креативную экономику?
Прежде чем перейти к Web3, вспомним, что из себя представляют Web 1.0 и Web 2.0 и чем эта версия отличается от предыдущих.
Web 1.0 — самая ранняя версия интернета, состоящая в основном из веб-страниц. В Web 1.0 мы можем просматривать контент, но не принимать участие в его разработке.
Web 2.0 появился в начале 2000-х годов, формируясь вместе с появлением социальных сетей. Он создал пространство для обмена информацией и интерактивности, положив начало новой модели, выходящей далеко за рамки ограничений статичных веб-страниц. Каждый пользователь теперь может активно участвовать в создании контента.
Web 2.0 называют централизованным интернетом: здесь главную роль играют платформы, владеющие данными. Например, репутация отельера годами росла на booking.com, но на другой платформе придется начинать наращивать рейтинг с нуля. Также в Web 2.0 мы не являемся по сути владельцами контента, который создаем.
В Web3 каждый пользователь является владельцем контента, который он создал: это децентрализованный интернет — он соединяет данные, передает ценности, идеи и информацию напрямую между людьми, без участия крупных платформ. По сравнению с предыдущими версиями, Web3 представляет мир без посредников, где люди владеют и могут распоряжаться своими собственными данными и контентом, а также могут самостоятельно их монетизировать.
Web 1.0 (статичный) |
возможность чтения |
Web 2.0 (социальный) |
позволил читать и писать, появились большие платформы, которые всех объединили |
Web3 (децентрализованный) |
можно читать, писать и владеть, нет посредников |
Переход от централизованных систем к децентрализованным — это большой эволюционный процесс. Сегодня есть независимые децентрализованные проекты, и также отдельно внедряются децентрализованные механики в функционал централизованных проектов: например, монетизация личных постов пользователя в Twitter, где любой может зарабатывать на своем контенте. Все это смещает баланс не в пользу платформы, а в пользу аудитории. Однако децентрализация пока так и не стала мейнстримом — на пути ее развития есть ряд препятствий.
Многие централизованные платформы не станут децентрализованными, так как их бизнес-модель не позволяет осуществить подобный переход: платформы изначально зарабатывают на владении данными и дальнейшей монетизации — соцсети хранят данные своих пользователей и никогда не передадут из другим компаниям. Тем не менее среди международных корпораций уже есть примеры — 7 июня этого года Илон Маск анонсировал, что авторы Twitter смогут выгружать e-mail своих подписчиков, которые дали на это согласие. То есть, создатели контента при желании смогут впоследствии перейти на другую платформу и "забрать" своих подписчиков, что полностью соответствовало бы идеологии Web3.
Web3 дает возможность владеть контентом и монетизировать его, получать при этом доход напрямую от пользователей, а не проценты от дохода, что способствует развитию инноваций и предпринимательства — ключевых движущих факторов креативной экономики. Показательным примером того, как технологии Web3 способствуют укреплению и развитию креативной экономики, является NFT.
NFT: как удалось реализовать в России
NFT — это невзаимозаменяемый токен (non-fungible token). Невзаимозаменяемость означает уникальность и невозможность замены одного объекта на другой. Токен — цифровой сертификат, гарантирующий обязательства перед владельцем. Они могут быть предметом торговли и обмена на деньги, криптовалюты или другие NFT — все зависит от того, какую ценность придают им рынок и владельцы.
Уникальные данные невзаимозаменяемых токенов, хранящиеся на блокчейне, позволяют легко проверять и подтверждать их принадлежность и передачу токенов между владельцами.
NFT подразумевает монетизацию любого вида творчества, предметов искусства, культуры, коллекционирования. Это способ заработать и подтвердить свое владение тем, что раньше было сложно или невозможно сделать. Поскольку их стоимость определяется рынком и спросом, их можно покупать и продавать так же, как и другие объекты культуры.
2021 и 2022 годы — в это время тема NFT была на пике своей популярности, и так как на всем "горячем" пытаются нажиться, это прежде всего коснулось покупок PFP (изображений для профиля) — аватаров владельца или коллекционера. PFP вдохновило людей на то, чтобы ассоциировать себя с персонажами из различных коллекций NFT. Некоторые коллекции стали пользоваться популярностью настолько, что конкретные аватары стоили десятки тысяч долларов. Можно сравнить это явление с футбольными карточками или даже со вкладышами, которые собирают коллекционеры. В данном случае люди приобретали NFT лишь с одной целью — купить дешево и перепродать дороже как можно быстрее.
Что мы имеем сейчас? Заработок на купле-продаже токенов на NFT маркетплейсах переживает не лучшие времена. Ажиотаж вокруг перепродажи цифровых коллекций с целью заработка снизился. Изначально популярность невзаимозаменяемые токены приобрели, будучи связанными именно с предметами искусства. Причина падения рынка NFT в том, что спрос на цифровые коллекции был искусственно перегрет, и люди скупали их для быстрой перепродажи. Снижение популярности NFT связано с падением рынка криптовалют. Участники рынка оказались не готовы вкладываться в NFT, так как это перестало приносить значимую выгоду.
Однако технология NFT не пропала — с ней продолжают экспериментировать, в первую очередь, художники и бренды. И огромное преимущество NFT в том, что он позволяет монетизировать контент кому угодно — как голливудской звезде, так и начинающему музыканту, художнику, артисту в России.
К примеру, авторское полотно Transition, спроецированное на стену Чиркейской ГЭС, было продано в виде невзаимозаменяемого токена за $28,7 тыс. (2,1 млн рублей) — это был первый NFT Покраса Лампаса. Художник хотел сделать его символичным, поэтому выбрал проекцию своего полотна на Чиркейскую ГЭС, крупнейшую на Северном Кавказе. Для нашей страны важным шагом в креативной экономике стал запуск платформы VK NFT, которая в перспективе также планирует создать маркетплейс. В соцсети VK токены можно установить на аватар или витрину в профиле.
Сейчас в законодательстве есть закон о краудфандинге, где возможно создание NFT и их распространение, также есть положения ГК РФ о цифровых правах (ст. 128 и 141.1) и объектов интеллектуальной собственности. Во многих сферах нашей жизни можно внедрить применение таких инноваций, и мы продолжаем расти в этом.
Современная креативная экономика продолжает расти, и способствуют ее развитию Web3 и, в частности, технология NFT, позволяющая монетизировать контент любому.
Web3 улучшает креативную экономику, и в перспективе он станет пространством, где каждый сможет владеть контентом и монетизировать его, получая доход напрямую от пользователей - без посредников.