Сервис "Яндекс.Реклама" в первом полугодии 2023 г. увеличил объем блокировки мошеннических объявлений в 1,5 раза. В компании говорят, что использовали для этих целей ИИ-решения, принцип работы которых предпочли не раскрывать из соображений безопасности. Эксперты полагают, что количество мошенничеств будет только расти.
Денис
Тельманов
© ComNews
19.07.2023

По данным "Яндекса", рекламный сервис компании заблокировал около 27 млн мошеннических объявлений - рекламу нечестных финансовых схем, некачественных услуг по ремонту, а также мошенничества в сфере продажи автомобилей. Около 66 тыс. аккаунтов, принадлежавших мошенникам и недобросовестным рекламодателям, заблокированы. Самая частая причина для этого - нарушения в использовании конверсионных рекламных стратегий.

"Каждое объявление перед показом проходит проверку с помощью нейросетей. Алгоритмы "Яндекса" определяют тематику объявления: реклама товаров и услуг, которые требуют сертификации и лицензирования, сомнительные объявления уходят на ручную проверку, но большинство объявлений начинают показываться почти сразу", - рассказал ComNews представитель пресс-службы "Яндекса".

При этом проверка рекламы не заканчивается после ее публикации, отметил собеседник ComNews. "Нейросети "Яндекса" постоянно проверяют, не изменилась ли тематика сайта и контент на нем. Если есть хоть малейшие сомнения, то система подает сигнал, и рекламу снова проверит человек", - добавил представитель "Яндекса".

Он не стал раскрывать способ обнаружения мошеннических объявлений, заложенный в алгоритм. "Мы не раскрываем детали этой системы, чтобы не помогать мошенникам, которые ищут новые способы обойти наши системы защиты", - пояснил сотрудник компании.

Не только объявления

Статистика "Яндекса" отражает не столько успехи компании по борьбе с мошенниками, сколько рост мошеннических схем на всех каналах коммуникации, отмечает руководитель направления информационной безопасности ITProtect Кай Михайлов. Он напомнил, что рекламные объявления - не единственный способ охватить максимальную аудиторию в ходе обмана или мошеннической схемы.

"Если мы посмотрим на статистику по другим схемам обмана, то увидим примерно похожую картину - за тот же период времени растет число фишинговых писем, как на личную почту, так и на корпоративную, а также мошенничества по телефону и в социальных сетях. При этом совокупность причин для каждого вида примерно одинакова, инструмент распространения здесь не играет большой роли", - отметил Кай Михайлов в беседе с корреспондентом ComNews.

По его словам, если в корпоративной среде и в деловой переписке пользователи интернета защищены служебной системой защиты информации, то в личном общении им приходится полагаться только на себя. "Разумеется, алгоритмы площадок объявлений и социальных сетей отбрасывают большой процент наиболее очевидных вредоносных ссылок, постов и сообществ, прежде чем они успеют принести ощутимый вред, однако при использовании мессенджеров необходимо полагаться на собственные навыки. Особенно хорошо это видно на примере Telegram, который быстро набирает аудиторию, вследствие чего Telegram-каналы становятся децентрализованной альтернативой группам в социальных сетях", - добавил эксперт по безопасности в интернете.

Рост мошенничеств продолжится

Кай Михайлов полагает, что количество мошеннических схем будет увеличиваться. "Уже видна динамика увеличения роста инцидентов по сравнению с 2022 г. По данным Сбербанка, в 2023 г. количество попыток телефонного мошенничества в отношении россиян достигло 8,6 млн в сутки против 5 млн в 2022-м. При этом надо понимать, что среди причин такого роста могут быть и вполне банальное восстановление деловой активности после ковида, и общий рост переписки, в которой определенную долю как раз и составляют вредоносные", - подчеркнул представитель ITProtect.

Руководитель компонента Endpoint экосистемы R-Vision EVO Петр Куценко также считает, что с учетом тенденций последних лет мошенничества в интернет-среде будут продолжать увеличиваться в 2023 г.

"С развитием технологий, расширением зоны покрытия сети Интернет, а также переделом рынка в связи с уходом западных компаний возможностей для злоумышленников становятся все больше. Однако стоит отметить, что повышение доступности различных технологий работает не только на пользу киберпреступникам, но и пользователям, поскольку дает возможность компаниям сделать предоставление рекламных услуг более качественным и безопасным. Они внедряют системы, как на основе уже зарекомендовавших себя технологий защиты, например больших данных или анализа поведения пользователя, так и развивающихся, таких как искусственный интеллект и блокчейн", - отметил Петр Куценко.

Он добавил, что, несмотря на то что все эти технологии могут быть эффективными, на сегодняшний день не существует единого решения, которое может полностью защитить от мошенничества. "Поэтому самым лучшим способом борьбы с мошенничеством остается осторожность и внимательность к различного рода предложениям, а также бдительность при проведении онлайн-операций и совершении финансовых транзакций", - считает эксперт.

Новости из связанных рубрик