Количество заявок в электронной системе "Росавтодора" на выдачу электронных разрешений для перевозки крупногабаритных грузов в первой половине 2023 года достигло 460 тыс., а к концу года превысит 1 млн. При этом доходы в бюджет от этого вида перевозок, как ожидают в дорожном агентстве, составят 1 млрд руб. и продолжат расти.
Денис
Тельманов
© ComNews
28.07.2023

Об успехах в цифровизации Федерального дорожного агентства заместитель руководителя "Росавтодора" Олег Ступников рассказал на стратегической сессии "Умные дороги и транспорт" IV Международного форума по развитию и цифровой трансформации городов, который проходит в Уфе с 26 по 28 июля 2023 г.

"В "Росавтодоре" есть четкое понимание, что цифровизация - это мощнейший инструмент превращения в прозрачный и ускоренный вид как предоставления госуслуг, так и работы госорганов. "Росавтодор" активно вовлечен в процессы, которыми занимается правительство РФ", - сказал Олег Ступников.

По его словам, одним из ключевых проектов цифровизации в "Росавтодоре" стала выдача спецразрешений на проезд крупногабаритной и тяжеловесной техники.

"Если перевозчик хочет перевезти из точки А в точку Б тяжеловесный груз, он должен получить разрешение. Разрешение выдается в электронном виде, происходит процесс анализа, выстраивание маршрута и процесс согласования. Он довольно сложен", - пояснил чиновник.

Главной сложностью, по словам Олега Ступникова, является согласование документов между владельцами дорог - муниципальными, региональными и федеральными органами власти. В результате цифровизации этих процессов удалось не только сократить сроки выдачи разрешений, но и убрать посредников и коррупционные факторы.

"Из восьми ручных процедур две убрали, шесть полностью автоматизировали. Сейчас перевозчик может подать заявление через личный кабинет и получить разрешение на перевозку за семь дней, а то и за четыре. Посредники полностью исключены из этой процедуры", - подчеркнул Олег Ступников.

По его словам, чтобы это осуществить, у заказчиков услуги появились личные кабинеты, а у чиновников - удаленные рабочие места. При этом система позволяет владельцам дорог вносить в нее все необходимые параметры для выстраивания наиболее безопасного и быстрого маршрута - ширину проезжей части, допустимые габариты техники для проезда под мостами и путепроводами, предельные весовые нагрузки и т.д.

"Мы создали федеральный реестр, создали сервис проверки разрешений по QR-коду. Результаты этой работы выглядят в цифрах налицо. Если в 21-м году было порядка 400 тыс. обращений, то сейчас уже в моменте за 6 месяцев текущего года - 460 тыс., - то есть, к концу году будет миллион, это очень социально-значимая услуга", - добавил представитель "Росавтодора".

По его словам, если в 2021 г., когда запустили систему выдачи электронных разрешений, у нее за год было всего 200 пользователей, то сейчас их количество возросло до 25 тыс.

"Это дает прирост положительного поступления доходов. Все мы понимаем, что проезд крупногабаритного транспорта - это вред, и как раз при поступлении этих заявок просчитывается вред, который перевозчик должен внести в федеральный бюджет. Если в 2021 г. у нас ежегодный доход был более 800 млн, то в этом году мы прогнозируем миллиард. И дальше динамика будет расти", - отметил Олег Ступников.

"Кроме увеличения финансовых поступлений, внедрение цифровых решений снизило количество случаев разрушения мостов - проблемы, связанной с поддельными спецразразрешениями и превышением допустимой нагрузки на конструкцию", - отметил чиновник.

Он добавил, что в 2024 г. планируется внедрить полностью автоматическое построение маршрутов с возможностью выбрать из них самый короткий, дешевый, безопасный и т.д. При этом срок согласования документов и выдачи разрешений сократится до трех часов.

"Три часа - это наша цель, уверен, мы ее добьемся. И констатирую, что этот кейс говорит о том, что ИТС сделала систему перевозок полностью прозрачной", - подчеркнул представитель "Росавтодора".

Замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов отметил, что помимо отслеживания перевозки грузов, цифровизация позволяет внедрить на автодорогах и другие системы - "Умный город" для мониторинга дорожной обстановки и управления транспортными потоками, "ЭРА-Глонасс" для спасения пострадавших при авариях, систему оформления путевых листов в электронном виде (актуально в первую очередь для пассажирских перевозок), где требуется оформление более 1 млрд накладных.

"С прошлого года их можно оформлять в электронном виде. Ежесуточно Мосгортранс оформляет более 7,5 тыс документов. Если умножить эту цифру на 360, вдумайтесь, какое изъятие бумаги происходит", - отметил Дмитрий Баканов.

Также замминистра напомнил, что в планах Минтранса введение в стране ГИС "Такси" с обязательным ведением реестров такси, перевозчиков и агрегаторов.

"С 1 сентября 2023 г. мы его должны запустить, поэтому пытаемся помочь каждому субъекту наладить работу на участке. Систему подключили 50 субъектов РФ из 90, если считать вместе с космодромом "Байконур", который мы оцениваем как отдельный субъект нашей системы", - добавил Дмитрий Баканов.

Еще одно новшество, связанное с цифровизацией - отслеживание маршрута пассажиров междугородних и межрегиональных перевозок по геолокации. "Вы ничего никуда не прикладываете, а по вашей геолокации проводится оценка длины проезда. Мне кажется, это упростит гражданам возможность передвигаться. А мы будем напрямую видеть транспортные потоки и понимать загруженность", - пояснил замминистра.

По его словам, пилотный проект внедрен на территории Ярославской области. Следующими возможность оплачивать проезд через геолокацию смартфона получат жители Твери, Казани, Курска и Ижевска.

"Также цифровые технологии активно внедряются на беспилотном транспорте", - отметил замминистра транспорта. В частности, "КамАЗ" испытывает беспилотные грузовики - шесть из них курсируют по трассе М11. "В ближайшее время начнутся испытания аналогичной технологии от "Сберавтотеха", - подчеркнул Дмитрий Баканов.

Новости из связанных рубрик