Яков
Шпунт

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
11.09.2023

В последние месяцы тема регулирования рынка средств индивидуальной мобильности вновь начала волновать власти разного уровня, как в России, так и в других странах. При этом их подходы - разнонаправленные: если мэрия Парижа запретила аренду электросамокатов, то муниципалитеты Копенгагена и Майами ограничения на работу кикшеринга, наоборот, сняли.

Средства индивидуальной мобильности (СИМ), благодаря дешевизне и компактности, быстро распространяются во всех городах. Ими пользуется и стар, и млад. Однако быстро проявилась и обратная сторона широкого распространения СИМ: их используют во дворах, на тротуарах, в парках - там же, где двигаются и пешеходы. Но скорость движения СИМ существенно выше, чем у пешехода и даже бегуна, соответственно, столкновение чревато серьезными травмами как для пешехода, так и для обладателя СИМ. С точки зрения правил дорожного движения, СИМ приравнены к пешеходам, и привлечь их пользователя за нарушение можно было в ограниченном количестве случаев, когда они выезжали на дороги для автомобилей.

Причем ситуация с разными СИМ отличалась. Например, электробайки, с точки зрения правил дорожного движения, сразу же приравняли к велосипедам, аппараты с мощным двигателем - к мопедам, движение которых регламентируется с незапамятных времен. А вот электросамокаты, электроскутеры, электроскейты, гироскутеры, сегвеи, мотоколеса оказались в серой зоне.

Соответственно, появился запрос на регулирование. Движение в данном направлении стало заметным в конце 2010-х годов. Но власти разных городов и стран действовали по принципу, который провозгласил Мао Цзэдун во время Культурной революции: "Чтобы выпрямить, надо перегнуть. Не перегнешь - не выпрямишь". В каких-то городах и районах движение СИМ просто запрещали. Как правило, речь шла об исторической застройке с узкими улицами, где часто двум пешеходам не разойтись. Появляются такие примеры и в России. Так, в августе 2023 года езду на электросамокатах запретили в парках, скверах, набережных и одной из центральных улиц Сочи. С 10 сентября 2023 года нельзя ездить на самокатах по Адмиралтейской набережной Петербурга - а раннее в Северной столице власти установили еще 28 зон полного запрета СИМ.

В британской столице пошли дальше: с декабря 2021 года лондонский комитет по транспорту (Transport for London, TfL) запретил перевозить в общественном транспорте города все частные СИМ, включая складные, сохранив возможность перевозки электросамокатов и моноколес, взятых напрокат. TfL мотивировал запрет тем, что участились случаи возгорания и взрывов аккумуляторных батарей. Такие случаи, правда единичные, отмечались и в России. В сервисах кикшеринга проще обеспечить необходимые условия для безопасного заряда, плюс ко всему, обычно СИМ в службах кикшеринга хранятся вне жилых помещений. Кроме того, с компаниями, которые предоставляют СИМ в аренду, городским властям проще договариваться. Например, ограничить скорость или возраст тех, кто может воспользоваться самокатом или велосипедом, да и просто сократить количество СИМ в городе.

В Париже, наоборот, кикшеринг запретили. В апреле 2023 года прошел референдум, в котором 89% его участников одобрили данную инициативу. Однако участие в голосовании приняли менее 8% парижан. Данная норма вступила в силу с 1 сентября. Понять парижан можно. Во-первых, пользователями сервисов кикшеринга были в основном туристы. Во-вторых, прокатные СИМ часто бросали где попало, что доставляло горожанам неудобства. Много самокатов даже оказывалось в Сене. В-третьих, ездили на прокатных самокатах очень неаккуратно, часто нетрезвыми, что приводило к серьезным инцидентам с травмами или даже гибелью участников. При этом личных СИМ данное ограничение не касается. Прокат велосипедов мэрия Парижа также запрещать не планирует.

В 2021 году аналогичный запрет был установлен в центральной части и прилегающих районах Копенгагена, однако он продержался полтора года. Причиной его появления стала беспорядочная парковка самокатов, и властям города не удалось договориться с кикшеринговыми компаниями. "Мы столкнулись с серьезными проблемами с электросамокатами. Пожилым людям чрезвычайно трудно безопасно передвигаться по городу, когда пользователи оставляют самокаты валяться на тротуаре", - заявил тогда один из городских чиновников. Но все же муниципалитет Копенгагена и кикшеринговые компании нашли общий язык, провели "работу над ошибками", и в итоге запрет был снят.

Есть примеры, когда на осознание возможных последствий перегибов понадобилось куда меньше времени. В ноябре 2021 года был введен полный запрет на использование СИМ в Майами. Однако через 10 дней правительство Майами его отменило, установив правила движения. Так, скорость ограничили 15 милями в час (24 км/ч) на улицах и велодорожках и 7 милями в час (11 км/ч) - на тротуарах. При этом водитель должен быть старше 18 лет и носить защитный шлем. Также власти ограничили количество сервисов кикшеринга, которые могут работать в Майами.

Альтернативы СИМ в виде автомобилей и мотоциклов намного хуже - и в плане опасности для других людей в неумелых руках, и в плане ущерба для экологии, и с точки зрения организации движения. К тому же место одних СИМ вполне могут занять другие, которые не успели попасть в разного рода нормативные акты. Запретили самокаты - люди пересядут на какие-нибудь сегвеи или некие новые средства индивидуального передвижения.

В России бесконтрольное использование СИМ тоже вызывает недовольство горожан. Согласно последним опросам, в Москве и Петербурге готовы поддержать полный запрет на их использование около двух третей респондентов. При этом в российских городах не используется схема Free float, разрешающая оставлять прокатные СИМ где угодно. Именно ее издержки привели в итоге к запрету кикшеринга в Париже и Копенгагене.

Но в России муниципальные власти с большой долей вероятности пойдут по пути Лондона, нежели Парижа. Именно с ограниченным количеством компаний городским властям будет проще договориться о "правилах игры" и, что самое главное, добиваться их исполнения. С владельцами личных СИМ работать сложнее, однако возможно техническое регулирование, например, установив ограничение скорости на всех продаваемых СИМ. Есть и другие варианты, например, отнести СИМ с двигателем, чья мощность превышает определенный уровень, к механическим транспортным средствам, для управления которыми необходимо получать права.

С другой стороны, не все меры реализуемы. Например, введение номерных знаков будет сложным как минимум с технической точки зрения. В отличие от автомобилей и мотоциклов, при изготовлении СИМ не используются уникальные узлы (например, двигатель, обязательно имеющий уникальный номер), поэтому идентифицировать электросамокат невозможно.

Хотя попытки обязать владельцев СИМ получать на них автомобильные номера предпринимаются. Например, такой закон с большой долей вероятности скоро будет принят в Израиле. Хотя что-то подсказывает, что долго он не продержится. Как и запрет в Париже.