Александр
Братерский
20.11.2023

Грядущие президентские выборы в США могут стать ареной для черного пиара с использованием технологий искусственного интеллекта, предупреждают эксперты. Пока первой кампанией "искусственного интеллекта" считают Аргентину, где активно используются возможности ИИ в агитационных целях. Джинна уже не загонишь в бутылку.

Понимая возможности ИИ в создании различного рода "фейковых" видео, которые будет трудно отличить от настоящих, эксперты бьют тревогу. "На предстоящих выборах произойдет цунами дезинформации. По сути, любой может использовать ИИ для создания фейковых видео- и аудиозаписей. И отличить настоящее от подделки будет практически невозможно", — рассказал порталу Yahoo Finance Даррел Уэст, старший научный сотрудник Центра технологических инноваций Брукингского института.

В качестве примера портал приводит историю с фотографиями "ареста" экс-президента США Дональда Трампа, которые завирусились в интернете. "Прошли времена простых манипуляций с фотографиями. Сейчас мы вступаем в эпоху, отмеченную обширным созданием и распространением цифрового контента. Этот сдвиг стирает границы между реальным и фейковым", — отмечают эксперты Института Брукингса.

В 2016 году США столкнулись с использованием различного рода дезинформации на выборах. Главную роль в ней играла публикация негативной информации о кандидатах в социальных сетях. Появление подобной информации связывали с Россией и существованием так называемой "фабрики троллей" ныне покойного бизнесмена Евгения Пригожина.

В то же время публицист, исследователь искусственного интеллекта Игорь Шнуренко напоминает в беседе с Finam.ru, что на президентских выборах 2016-го года искусственный интеллект уже активно применялся для незаконного сбора данных. Речь идет о скандале с Cambridge Analytica. Эта компания со штаб-квартирой в Лондоне, используя технологии ИИ, создавала психологический портрет пользователя социальных сетей на основе 5000 параметров. В составлении профиля использовались такие данные, как голосование того или иного человека на выборах, его политические пристрастия, покупка тех или иных товаров. По данным The New York Times, информация о 50 миллионах граждан использовалась в кампании Дональда Трампа.

"Сегодня любой взрослый житель США измерен, и это используется соответствующими политическими компаниями. Идет борьба технологий и алгоритмов, где люди имеют все меньше значения. Ими манипулируют уже не по старинке с помощью агитации и политтехнологий, а более тонкими технологиями, которые очень эффективны", — говорит Шнуренко, автор недавно вышедшей книги "Левиафан расколотый" об опасностях ИИ.

Пока в США только готовятся к опасностям использования технологий ИИ на выборах, в Аргентине во время президентской гонки это уже случилось. The New York Times называет выборы в этой стране "первой кампанией ИИ". Второй тур состоится 19 ноября.

Технологии активно использовал правый популист Хавьер Милей, который атаковал своего главного соперника, министра экономики страны Серхио Масса, используя образы противника в виде китайского коммуниста. Самого себя Милей изобразил в виде доброго рисованного львенка, символа своей кампании. Не отстаёт от оппонента и Масса, которого cторонники представляют героем популярных фильмов "Индиана Джонс", "Звездные войны" и "Страх и ненависть в Лас-Вегасе".

"Заметная роль искусственного интеллекта в кампании в Аргентине и политические дебаты, которые он спровоцировал, подчеркивают растущую распространенность этой технологии", — пишет The New York Times. Учитывая, что стоимость подобных технологий невысока, издание полагает, что она "станет фактором многих демократических выборов по всему миру".

Впрочем, подобное использование ИИ выглядит относительно безобидным, ведь вряд ли избиратель всерьез думает, что кандидат или оппонент мог играть в тех или иных фильмах. Скорее всего, они напоминают старую добрую практику коллажа, который использовался в политических плакатах и до изобретения ИИ.

На первый взгляд, более опасными выглядят возможности использования технологии deepfake, которые позволяют накладывать на изображение человека лицо другого, известного политического лидера, произносящего речь, которую он в реальности не произносил. Deepfake уже использовала кампания кандидата в президенты США, губернатора штата Флорида Рона Десантиса, пишет The New York Times. Один из этих роликов представлял из себя видео, на котором экс-президент Дональд Трамп обнимается с доктором Энтони Фаучи, главным правительственным экспертом по Сovid-19, которого активно критиковал Десантис. Ролики выглядели как настоящие, хотя эксперты выяснили, что они являются фальшивкой.

В свою очередь оппоненты Десантиса использовали deepfake для того, чтобы атаковать кандидата в президенты. Летом в социальных сетях появилось видео, где Десантис заявил, что сходит с предвыборной гонки.

Впрочем, публицист Шнуренко полагает, что технологии deepfake представляют "наименьшую опасность", так как их относительно легко различить. "Главная опасность — это прозрачность каждого человека перед социальными сетями".

Стоит отметить, что еще в мае ряд ведущих американских социальных сетей, принадлежащих миллиардеру Марку Цукербергу, анонсировал политику по использованию ИИ в политической рекламе. Производителей обязали маркировать свою продукцию предупреждением, что этот контент сделан с использованием ИИ.

Недавно в США указом президента Байдена были приняты меры по более жёсткому регулированию технологий. Ведущие компании должны делиться с властями результатами испытаний систем ИИ до того, как они будут приняты в производство. Американскому Минторгу поручена разработка стандартов для маркировки контента, созданного при помощи ИИ.

Публицист и исследователь ИИ Шнуренко напоминает, что многие ученые выступили с критикой ИИ, однако эта реакция кажется ему запоздалой. "Вряд ли эту "гонку вооружений" можно остановить, затолкав джинна обратно в бутылку", — говорит Шнуренко.

Новости из связанных рубрик