Емкость российского корпоративного рынка мобильных устройств вендоры оценили в 100 тыс. единиц в год. При этом потенциальные заказчики заинтересованы, чтобы жизненный цикл модели составлял как минимум три года, а устройства могли получить дополнительные востребованные функции.
Яков
Шпунт
© ComNews
28.11.2023

Как отметил генеральный директор ООО "АМ Медиа" Илья Шабанов, открывая онлайн-конференцию "Смартфоны и планшеты российского производства", еще два-три года назад упоминание об отечественных мобильных устройствах вызывало в лучшем случае иронию, и проекты выпуска на широкий рынок таких устройств, в частности, предпринятые "Яндексом" или Yota, проваливались. Однако в 2023 г., по его оценке, ситуация кардинально изменилась, прежде всего вследствие дискредитации привычных мобильных платформ, ставших угрозой национальной безопасности.

https://www.comnews.ru/content/226522/2023-06-01/2023-w22/amerikanskie-…

По мнению генерального директора ООО "М-Инфогруп" (Mobile Inform Group) Константина Манцветова, интерес со стороны государственного и корпоративного сектора к российским мобильным устройствам есть уже давно, примером чему стал бизнес компании Mobile Inform Group, существующей с 2016 г. Этот интерес, по мнению Константина Манцветова, связан с тем, что массовые устройства не подходят для нужд бизнеса и госорганов, а российское происхождение - дополнительный фактор, который упрощает коммуникацию с разработчиком. Бизнес, как подчеркнул Константин Манцветов, очень часто заинтересован в кастомизации устройств под автоматизацию конкретного бизнес-процесса, чего сложно добиться от крупных вендоров, которые с конечными заказчиками просто не контактируют. Однако российский корпоративный рынок, по его оценкам, не слишком велик: его емкость составляет лишь около 100 тыс. устройств в год.

Старший вице-президент ПАО "Ростелеком" Кирилл Меньшов в кулуарах ЦИПР сообщил журналистам, что правительство России обсуждает закупку мобильных устройств на базе операционной системы "Аврора" для госслужащих. Количество устройств, по его словам, составит как минимум 500 тыс. в течение трех лет.

Руководитель управления корпоративных продуктов KasperskyOS АО "Лаборатория Касперского" Дмитрий Лукиян обратил внимание, что средний срок жизни модели мобильного устройства на американском рынке составляет два года, и на эту величину ориентируется большая часть вендоров массового рынка. Но для корпоративного рынка, по его словам, этого мало: там рассчитывают минимум на трехлетний жизненный цикл, который обеспечивают лишь поставщики наиболее дорогих устройств.

Также представитель "Лаборатории Касперского" указал на целый ряд общемировых тенденций развития телекоммуникаций - например, на развитие сетей 5G, которые оказались слабо востребованы потребительским рынком, но позволяют решить целый комплекс насущных задач для корпоративных потребителей. Также он назвал вызовом будущего поддержку спутниковой связи, особо сделав акцент на сервисах, которые предоставляют бурно развивающиеся низкоорбитальные группировки. По мнению Дмитрия Лукияна, эти тенденции будут неизбежно влиять на развитие аппаратной части мобильных устройств, и российским производителям нельзя их игнорировать. И в целом, по его оценке, массовый и корпоративный сегменты будут все больше отдаляться - наглядным примером является то, что количество устройств COBO (corporate only business only, только корпоративные, только для нужд бизнеса), что является антитезой популярной концепции BYOD (bring your own device, дословно принеси личное устройство), неуклонно растет как минимум с 2016 г. на двузначные величины в годовом выражении.

Директор по развитию корпоративной мобильности НКК "Аквариус" Алексей Самойлов обратил внимание, что заказчики, как из госсектора, так и из корпоративных структур, все более охотно берут отечественные устройства на тестирование, за которым практически всегда следует закупка. Он напрямую связал рост практического интереса со стороны государственного и корпоративного сектора с тем, что там начали активнее просчитывать различные сценарии, в том числе связанные с обеспечением безопасности или возможным отключением от зарубежных экосистем. По мнению представителя "Аквариуса", доработка устройства под требования заказчика также реальна, но это может обойтись дорого. Однако со стороны массового рынка, по оценке Алексея Самойлова, такого интереса нет, хотя многое зависит от того, что считать российским: он напомнил, что в отечественной рознице довольно весомую долю занимают устройства, пусть и выпущенные в Китае, но под маркой российских компаний.

Директор по продукту магазина приложений RuStore (ООО "ВК") Олег Афанасьев назвал корпоративный и массовый рынки сообщающимися сосудами. И отметил, что бизнес-заказчикам приходится как минимум учитывать ожидания конечных пользователей корпоративных мобильных устройств при автоматизации той или иной задачи. Соответственно, по его мнению, рынок придет как минимум к единой операционной системе, которой будут пользоваться все.

По оценке Алексея Самойлова, единой российской мобильной ОС не будет, как нет ее для настольных систем и ноутбуков. Он напомнил, что требования к разным сегментам отличаются кардинально и удовлетворить их с приемлемым качеством в рамках одной программной платформы невозможно в принципе, хотя объединение на уровне сервисов возможно. Константин Манцветов напомнил, что для потребительского рынка важны быстродействие в играх и воспроизведение мультимедиа в разных форматах, а также статусность, тогда как для корпоративного первичны функциональность, поддержка жизненного цикла и безопасность в самом широком смысле.

"Батарея держит заряд на протяжении нескольких дней, имеется быстрая беспроводная зарядка, оперативной памяти хватает для комфортного исполнения приложений, внутреннее хранилище позволяет сохранять все необходимые файлы, скорость работы и запуска приложений приемлема", - такими впечатлениями от работы устройств NS M11 и NS M12 от "Аквариуса" на платформе "Аврора" сенатор Артем Шейкин поделился с корреспондентом "РИА Новости". Однако, по его мнению, не хватает приложений - например, массовых мессенджеров.

Сложную ситуацию с приложениями для "Авроры" признал и Кирилл Меньшов, который курирует развитие данной системы. "Сейчас это устройства для государства и бизнеса, которым нужны безопасность и надежность. Но у нас есть план Б: настроить на платформе управления устройствами и жизненным циклом приложений "Аврора Центр" самые мягкие политики, которые только возможны. Соответственно, при подключении к ней будут работать магазины приложений, и можно будет скачать то, что нужно. Никто не будет конкретно управлять этими телефонами. Но пока мы не планируем это запускать, потому что нет экосистемы приложений, которая объективно нужна пользователю. При этом если такие запросы будут приходить к нам массово, то такой вариант станет возможным", - заявил Кирилл Меньшов в интервью "Российской газете".

Новости из связанных рубрик