28.11.2023

Ведомство отреагировало на повышение цен сервисом после обильного снегопада в Москве. У некоторых пользователей стоимость поездки выросла в 1,5-2 раза

ФАС признала "Яндекс.Такси" доминирующим на рынке России. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства, отметив, что случаи злоупотребления доминирующим положением являются поводом для проведения анализа экономической обоснованности повышения и принятия мер антимонопольного реагирования. Однако в настоящее время возможные меры реагирования ФАС России ограничены, добавили в ведомстве.

Комментирует эксперт по городскому транспорту и такси, администратор канала "БюроИКС. Городской транспорт" Роберт Ян: "С Uber сделка была в 2015 году, на тот момент были еще "Везет" и "Максим", крупные игроки на рынке, никакой монополии "Яндекса" не было даже с приобретением Uber, только в Москве они получили большую долю рынка. Потом "Яндекс" решил купить группу "Везет", ФАС наложила запрет на эту сделку, потому что в этом случае "Яндекс" получил бы монополию в очень многих субъектах. "Яндекс" очень витиевато обошел это ограничение, заключив сделку о покупке якобы грузового сегмента "Везет", но фактически купил всю компанию, то есть нарушил предписание ФАС. А ФАС ничего не сделала в отношении "Яндекса", то есть это вопрос к ФАС, почему она ничего не сделала. А потом уже были объективные изменения на рынке: ушел Gett, ушел Deli, у "Ситимобила" ослабла позиция, потому что к тому моменту "Ситимобил" заключил договор с Gett. Gett ушел и, соответственно, частично потерял рынок и "Ситимобил". Сейчас на рынке есть два крупных игрока. Это такси "Максим", оно очень сильно, оно присутствует за Уралом, и сервис "Яндекс". Но по факту "Яндекс" имеет возможность демпинговать, имеет инвестиционные возможности развивать различные маркетинговые программы. У "Максима" таких возможностей нет, потому что это только сервис такси, а "Яндекс" — это большая экосистема. ФАС фактически сказала, что видят водители и пассажиры: в большинстве субъектов "Яндекс" является практически единственным игроком федерального уровня, который предлагает услуги заказа автомобилей. Для "Яндекса" на данный момент это сигнал к тому, что в случае, если у участников рынка такси, непосредственно у перевозчиков и потребителей, пассажиров, будут существенно нарушаться права, от ФАС может появиться инициатива о том, чтобы преодолеть в отношении "Яндекса" мораторий и провести проверку".

Мораторий на плановые проверки бизнеса был установлен правительством России в прошлом году и продлен на 2023 год. Согласно документу, плановые проверки могут проводиться только на объектах чрезвычайно высокой и высокой категорий рисков.

Московские клиенты "Яндекс.Такси" 27 ноября отмечали, как пишет "Прайм", что стоимость утренней поездки из-за снегопада выросла в 1,5-2 раза. При этом у одних цена поднялась на 150-200 рублей, у других — на 700-900 рублей. Обычно длительная поездка в 40-45 минут в это же время стоит 700-1000 рублей, короткая, около 10 минут, — 200-250 рублей.

В середине октября сообщалось, что в ФАС поступили жалобы от россиян из-за блокировки водителей и пассажиров в сервисе "Яндекс.Такси" за нарушение ими условий оферты.

Новости из связанных рубрик