Image by gpointstudio on Freepik
К 2025 г. доля электронного документооборота в транспортной отрасли достигнет 29%. В 2023 г. этот показатель составил всего 1%. Обслуживание одного бумажного документа обходится в 450 руб. Это в 45 раз выше, чем обслуживание электронного документа - 10 руб.
© ComNews
20.12.2023

Такие данные на конференции "Цифровизация логистики: перспективы и возможности" привел исполняющий обязанности генерального директора цифровой платформы для электронного документооборота (ЭДО) "СберКорус" Виталий Тарасов.

"У нас в стране хорошо налажено взаимодействие компаний в плане отчетности с госорганами. В том числе обязательный документооборот, который на 36% электронный. Ретейл впереди планеты всей. Там доля ЭДО в части взаимодействия с поставщиками составляет 80%. Традиционный документооборот, связанный с финансово-хозяйственной деятельностью, где присутствуют юридически значимые документы, - 40%. Транспортный документооборот только на этапе становления этого рынка. Количество документов в отрасли колеблется от 4 млрд до 30 млрд в год. А может, и больше, так как к транспортной накладной привязывается еще несколько документов. Один бумажный документ обходится в 450 руб. Электронный - около 10 руб. Если в 2023 г. от всего документооборота в электронный переведено 1%, то к 2025 г. этот показатель составит 29%", - отметил Виталий Тарасов.

Заместитель начальника управления электронного документооборота Федеральной налоговой службы (ФНС) России Илья Присяжнюк рассказал о планах Министерства транспорта РФ по развитию информационных систем: "В 2022 г. Минтранс выступил с инициативой ввести систему, которая собирала бы все транспортные документы в электронной форме в онлайн-режиме, параллельно избавляя бизнес от издержек. Так в 2022 г. начала работу система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Конструкция предполагает форму, при которой бизнес взаимодействует через операторов ЭДО, а они отгружают документы в систему Минтранса. В этой системе принимает участие уже более 1,5 тыс. участников. Проект не стоит на месте. В 2023 г. отрасль предложила перевести в электронный вид документы, связанные с водными перевозками. В 2024 г. планируем ввести эти документы. Также Минтранс запускает национальную логистическую платформу, которая будет объединять ГИС ЭПД, систему ЭТРАН (электронная транспортная накладная) от ОАО "РЖД" и другие системы, связанные с перевозками".

Президент Ассоциации разработчиков и операторов систем электронных услуг (РОСЭУ) Юрий Малинин представил данные опроса о переходе на ГИС ЭПД, проведенного среди российских компаний в августе 2023 г.: "По состоянию на август 2023 г. 60% организаций позитивно относятся к переходу на ГИС ЭПД. 66% полностью готовы к этому или уже находятся на стадии подключения. 14% респондентов не верят, что ЭПД станут обязательными. Среди преимуществ перехода организации выделяют ускорение обмена документами (30%), возможность отслеживать грузы и отправления (23%), уменьшение затрат на печать, доставку и хранение (22%). Среди барьеров для повсеместного внедрения респонденты назвали неготовность контрагентов к новому формату, а также возможные затраты при переходе на электронный документооборот".

Владелец продукта "Транспортный ЭДО" в "СберКорус" Рустем Манкеев рассказал о преимуществах продукта: "Раньше мы обрабатывали информацию о коммерческом запросе на электронной почте вручную. Но затем появился "Транспортный ЭДО", который все это автоматизировал. Сейчас через него проходят десятки тысяч заказов в день. При завершении перевозки стороны получают все оригиналы документов, подписанных юридически значимой подписью. Документы и взаиморасчеты компаний неразрывно связаны. Грузоотправители получают деньги в течение нескольких часов после доставки, а перевозчики - за то же самое время после оказания услуги. Базовый функционал, который предоставляет "Транспортный ЭДО" при участии в стандартизированных обменах с ГИС ЭПД - это регистрация титулов, регистрация файлов обмена и получение QR-кода. Это нужно для того, чтобы реальные перевозки с реальными людьми за рулем могли пройти этот путь без бумаги, предоставляя QR-код на дорогах сотрудникам ГИБДД при проверке. Это базовая ценность документооборота".

Новости из связанных рубрик