Никита
Данилов

преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education)
© ComNews
15.01.2024

Каждый год эксперты выбирают "слово года". Все чаще "лауреатом" становится слово "импортозамещение". Сейчас эта деятельность активно ведется на разных уровнях, но особого внимания заслуживают успехи по замене зарубежных интернет-сервисов - социальных сетей, онлайн-кинотеатров, музыкальных стриминговых сервисов и других платформ. Никита Данилов, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education), рассказал о преимуществах использования российских интернет-сервисов.

Согласно исследованию РОЦИТ, АКАР и АРИР о состоянии рынка социальных сетей и популярных онлайн-платформ, в 2023 году доля отечественных площадок достигла 56%. Предполагаю, что эта доля в дальнейшем будет только расти. Так, по данным Mediascope, если в 2021 году общее количество пользователей отечественных социальных сетей составляло около 70 млн человек, то в 2023 году этот показатель увеличился до 101 млн. Таким образом, сейчас отечественными социальными сетями и онлайн-платформами пользуется 70% населения России.

Стоит отметить, что причина успеха кроется не только в уходе иностранных ресурсов и блокировке некоторых сервисов за нарушение законодательства РФ. Пользователи "голосуют ногами": отечественные сервисы удобны с точки зрения интерфейса, предоставляют доступ к большому каталогу качественного контента и безопасны.

Возьмем для примера самую популярную российскую социальную сеть - "ВКонтакте". По функциональности она давно превосходит зарубежный экстремистский аналог: в ней пользователь может получить доступ к видеоконтенту, музыке, играм, блогам, загружать короткие и длинные видео. По сути, это полноценный медиацентр, с помощью которого можно как общаться с друзьями, так и обмениваться контентом, а также проводить время в онлайн-играх. Важно и то, что техническая поддержка локализована: если у пользователя возникли какие-то проблемы, они будут быстро решены.

Отдельные преимущества особенно оценят бизнесмены - отечественная соцсеть дает возможности для создания сообществ, продажи товаров и услуг. Размер постов не ограничен и не требует перехода в "карусели". Размещение текстового поста не требует размещения фотографии. Наконец реализована функция чат-ботов, чем западные сервисы не могут похвастаться.

Конечно, можно возразить, что после ухода из России ряда правообладателей на российских платформах стало меньше контента - фильмов, сериалов, музыки и книг. Это правда лишь отчасти. Если говорить о видеоконтенте, то иностранный каталог успешно заменяется отечественными релизами. Российские студии и онлайн-кинотеатры успешно инвестируют в производство собственного контента. Прекрасный пример - новый криминальный сериал о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов.

Что касается музыки, то разнообразие зарубежного каталога продолжает быть доступным в российских стриминговых сервисах. Подавляющее большинство западных музыкальных мейджоров не отозвали права на музыку - пользователи могут продолжать ее слушать, не считая редких исключений. Кроме того, в российском стриминге наибольшей популярностью пользуются именно отечественные исполнители и хиты. Существуют определенные ограничения по релизам западных новинок, но, по экспертным оценкам, доля потребления новой музыки составляет 5-10% от общего объема прослушиваний.

Другим преимуществом является безопасность использования. Например, у автора настоящего поста более 50% запросов на добавление в друзья в запрещенной социальной сети составляли "боты", которые часто используются в мошеннических целях. В России же в силу требований законодательства существуют довольно жесткие условия по идентификации пользователей. Такие условия приводят к тому, что зарегистрировать "левый" аккаунт под вымышленным именем становится все сложнее.

Согласно ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (федеральный закон об информации), мессенджеры и социальные сети, имеющие функциональность обмена сообщениями, обязаны проводить идентификацию пользователей по абонентскому номеру мобильного оператора. Учитывая, что, согласно закону "О связи", для оформления мобильного номера требуется документ, удостоверяющий личность, абонентская база мобильных операторов существенно "обелилась", и с вероятностью почти 100% абонентский номер оформлен именно на то лицо, которое им фактически пользуется. В некоторых случаях - на родителей детей, пользующихся сим-картой.

Конечно, существуют сервисы по временному выделению мобильных номеров для регистрации в социальных сетях без оформления по паспорту, но такие сервисы находятся в "серой" зоне, и предпринимаемые законодателем меры по борьбе с подменными номерами и по лицензированию IP-телефонии с целью противодействия мошенничеству рано или поздно дадут свои плоды.

Существует и ряд требований в сфере безопасности размещаемого в социальных сервисах контента, что особенно актуально, если ими пользуются дети. Согласно требованиям закона, социальные сети обязаны не допускать размещение ряда категорий информации. Под запрет подпадают: информация, которая может использоваться для совершения преступлений; публичные призывы к терроризму или оправдание терроризма; призывы к массовым беспорядкам; экстремистская информация; пропаганда порнографии, насилия и жестокости; материалы, содержащие нецензурную брань; информация, порочащая других граждан или категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Кроме того, на социальные сети возложена обязанность по мониторингу контента в целях выявления детской порнографии, информации о способах изготовления наркотиков, о способах совершения суицидов. На площадках социальных сетей запрещена организация азартных игр и размещение информации о дистанционной продаже алкоголя. Также запрещено размещение информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушений.

Пользователь должен знать свои права, поэтому федеральным законом об информации на социальные сети возложена обязанность разместить на своей странице пользовательское соглашение, и в случае внесения изменений в течение трех дней информировать об этом пользователей путем направления каждому из них уведомления об этом с описанием внесенных изменений.

Требования по недопущению размещения противоправной информации и по размещению возрастной маркировки контента возложены и на другие сервисы, в частности, онлайн-кинотеатры.

Как мы видим, многое уже сделано, но зоны для развития безусловно остались. Например, это создание популярного российского видеохостинга на замену американскому YouTube. Здесь есть повод для оптимизма – согласно данным на конец декабря 2023 года, российские видеохостинги отмечают существенный рост аудитории: у сервиса VK Видео аудитория составила 68 млн российских пользователей в месяц. При этом аудитория одного из старейших сервисов Rutube составила 5 млн человек в месяц. Отрадно, что активно развиваются сервисы вертикального видео, которые наиболее востребованы у молодой аудитории: Yappy и VK Клипы.

Viam supervadet vadens, varietas delectat (Дорогу осилит идущий, разнообразие доставляет удовольствие).