Артем Стенюшкин, коммерческий директор Art Engineering
Артем
Стенюшкин

коммерческий директор Art Engineering
© ComNews
22.01.2024

Несмотря на общий рост, российский рынок ИT все еще испытывает значительную импортозависимость, особенно в сегменте телекоммуникационного оборудования. На этом фоне наблюдается заметный интерес компаний из различных отраслей экономики к продукции отечественных вендоров. О ситуации в отрасли и новых возможностях для бизнеса рассказывает Артем Стенюшкин, коммерческий директор Art Engineering, российского производителя решений для телекоммуникационной инфраструктуры.

Изменение конъюнктуры

В течение последних пяти лет российская цифровая инфраструктура развивалась опережающими темпами, показывая до 25% прироста в год. В частности, рынок ЦОДов ежегодно рос не менее чем на 10-15 %, как по обороту, так и по количеству стойко-мест. С одной стороны, это прямое следствие глобального тренда на цифровизацию сервисов. С другой - реакция на ужесточение требований федерального законодательства к защите персональных и корпоративных данных, породившее потребность в замещении глобальных облаков.

Однако существующие на сегодняшний день мощности по-прежнему не способны удовлетворить растущие запросы экономики и бизнеса. Отставание российского сегмента ЦОДов от показателей ряда регионов мира по-прежнему сохраняется, при этом многие проекты после введения санкций испытывают серьезную нехватку оборудования. Даже несмотря на то, что в 2022-м некоторые игроки рынка старались делать закупки с запасом на несколько лет вперед, проблема дефицита вычислительных мощностей, который даже в крупных городах составляет тысячи стоек, стала критичной.

Заменить ушедших из РФ зарубежных поставщиков оборудования могли бы китайские производители, которые принципиально к этому готовы. Однако продукты из Поднебесной обладают целым рядом особенностей, что существенно усложняет задачу. В частности, в России иные климатические условия и другие требования к сертификации и программному обеспечению. Кроме того, ПО должно быть русифицировано, а интерфейсы адаптированы к удобной для отечественных специалистов форме. На данный момент таких готовых решений практически нет, часто их разрабатывают прямо в процессе реализации проекта, что превращает переход на китайское оборудование в перманентный эксперимент.

Усугубляет ситуацию и нездоровая централизация рынка. Даже на пике своего развития он рос неравномерно. В результате основные вычислительные мощности оказались сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и их областях, тогда как доля региональных дата-центров на данный момент не превышает 11%. Учитывая размеры территории РФ, такое распределение с перекосом в пользу центра создает массу проблем. Например, пакет данных, отправленный из Москвы в Омск, приходит с задержкой в 42 мс, а во Владивосток - 120 мс. Для некоторых задач и областей деятельности такая задержка может быть критичной.

Рост спроса и предложения

Учитывая ситуацию, многие компании озадачились наличием ЦОДа "под боком", а заказчики решений для инженерной инфраструктуры после ухода западных партнеров обратили внимание на отечественных поставщиков оборудования. Объемы данных сегодня растут абсолютно во всех сферах экономики, надежные решения для их хранения и высокая скорость передачи необходимы банкам, операторам связи, государственным структурам, производственным предприятиям, медицинским учреждениям и другим отраслям бизнеса и экономики.

Необходимость развития региональной ИT-инфраструктуры открывает для национального сегмента отрасли окно возможностей быстрого роста. Особенно показательна ситуация с серверным оборудованием и системами хранения данных, где немногочисленным российским производителям предстоит компенсировать дефицит поставок, достигающий 70-90 % к досанкционному уровню.

Соответствие растущим требованиям

Однако нужно понимать, что характер заказов изменился. Во-первых, они стали значительно масштабнее: если раньше средний проект для ЦОДов измерялся десятками стоек, то сегодня речь чаще идет о сотнях. Во-вторых, на рынке больше нет типовых масштабируемых многовендорных решений, а проблемы с поставками привели к тому, что оборудование часто комбинируется самым непредсказуемым образом. При этом заказчики приходят с запросом на реализацию под ключ в невероятно сжатые сроки.

Сегодня пожелания клиентов требуют разработки технических решений, которые позволяют строить кастомизированные системы в соответствии с запросами конкретного заказчика. Например, это может быть криволинейный холодный коридор, обходящий несущую колонну в машзале, или интегрированные с холодным коридором распределительные шкафы, улучшающие дизайн помещения и визуальное восприятие машзала. Необходимы технические и конструктивные решения, позволяющие заказчику использовать шкафы различных габаритов - даже одинаковые по количеству юнитов шкафы разных производителей зачастую отличаются по высоте.

Ниши для развития

Параллельно с разработкой оборудования для телекоммуникационной инфраструктуры приходится решать проблему дефицита автономных систем электроснабжения ЦОДов. Ведь большинство привычных зарубежных производителей также ушли с российского рынка. И это еще один большой сегмент рынка, который пока не занят.

С оборудованием для распределенной генерации можно выходить и на другие рынки. Например, энергомодули в контейнерном исполнении находят применение на объектах самого разного назначения, включая научные, торговые, производственные и добывающие предприятия, медицинские учреждения, банки и государственные структуры.

Заслуживает внимания и ниша мобильных центров обработки данных (МЦОД), которые также находят широкое применение в современной экономике. Например, в составе систем видеофиксации на скоростных автомагистралях. Принципиально сфера применения МЦОДов ничем не ограничена: мобильные дата-центры можно использовать автономно, для решения самых разных задач, или объединять в вычислительные кластеры, фактически разворачивая полевые ЦОДы любой мощности. Перспективы для развития здесь тоже очень большие.

Планы на будущее

Естественно, для решения новых задач необходимо наращивать производственные мощности и инвестировать в развитие R&D-направления, а также усиливать региональное присутствие. Думаю, в будущем вес регионов в проектных портфелях российских производителей станет существенно выше.

Таким образом, сложившаяся на рынке ситуация дает российским компаниям немало новых возможностей. Если раньше отечественные производители были вынуждены довольствоваться второстепенными ролями и могли рассчитывать главным образом на участие в небольших локальных проектах, то сейчас настал момент побороться за ведущие позиции в отрасли. Главное - не упустить время, ведь завтра может быть уже поздно.