Image by Freepik
Эксперты в области ИТ и госуправления поддержали инициативу Агентства стратегических инициатив по цифровому голосованию за благоустройство. К идее внедрить голосовые помощники в центры госуслуг эксперты отнеслись скептически: ИИ лучше использовать для аналитики, а упор сделать на бесшовность сервисов. Другие идеи можно предложить до 31 января.
© ComNews
18.01.2024

17 января Антон Ранюшкин, заместитель директора по стратегии Агентства стратегических инициатив (АСИ), на экспертной сессии "Цифровая трансформация государства", которая прошла в рамках подготовки к форуму "Сильные идеи для нового времени 2024" по направлению "Эффективное государство", сообщил, что АСИ принимает идеи по цифровой трансформации государства: эти идеи должны быть масштабными и решать общественно значимую проблему, тогда они могут обрести форму поручений президента РФ.

Идеи, которые рассматривает АСИ в рамках направления "Эффективное государство", должны быть направлены на развитие государственного управления, получение государственных и муниципальных услуг, улучшение качества взаимодействия органов власти и общества, а также на подготовку управленческих кадров в сфере госуправления.

Умные голосовые помощники для центров оказания государственных и муниципальных услуг

Первой инициативой, которую АСИ выдвинуло для обсуждения, стали голосовые помощники. По данным АСИ, качество оказания государственных услуг имеет высокий уровень региональной несправедливости: лидерами по цифровизации и эффективности предоставления государственных услуг являются только Москва и Московская область и Санкт-Петербург. Чтобы выравнивать качество и доступность госуслуг в регионах, АСИ предлагает оснастить центры оказания государственных и муниципальных услуг в регионах комплексным пакетным решением, состоящим из голосового бота и аналитического программного комплекса.

В результате внедрения голосовых помощников в госуправление, по словам Антона Ранюшкина, снизится операционная нагрузка на госслужащих, и сервис будет оказываться на более высоком уровне.

Денис Эпп, руководитель программ фонда "Сколково", кластера ИТ, считает, что стоит переименовать саму инициативу в "применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в сфере госуслуг". "Я поддерживаю эту историю. На "Госуслугах" порой сложно что-то найти, подбор и поиск услуг - это проблема. Вторая задача - это обеспечить максимальную бесшовность между сервисами - например, между порталом mos.ru и порталом "Госуслуги". Нужно упрощать и максимально синхронизировать сервисы", - считает Денис Эпп.

По его словам, проблема, что государственные сервисы не всегда стыкуются между собой, заключается в законодательстве, поэтому нужно его пересмотреть, чтобы в результате появился единый формат цифрового обмена данными между госорганами, подведомственными организациями и федеральными органами исполнительной власти.

https://www.comnews.ru/content/228635/2023-09-05/2023-w36/1010/bez-malo…

Как отметила директор проектов компании "Ситроникс", эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Марина Шаповал, в России уже существует федеральный проект "Государство для людей", который занимается трансформацией систем государственных и муниципальных услуг, но пока он реализуется на уровне стандартов.

"Если мы говорим о президентской инициативе, она должна быть более крупной - не просто про умные голосовые помощники. Пока голосовые помощники - скорее, отталкивающая для пользователей технология. Стоит говорить об усилении федерального проекта, о поручении по бесшовному взаимодействию между сервисами. Аппаратно-программный комплекс должен выдавать для разработчиков систем аналитику и лучшие практики, чтобы специалисты могли улучшить сервис", - считает Марина Шаповал.

Цифровое голосование за благоустройство территорий

Второй идеей, которую АСИ выдвинуло на обсуждение, стало онлайн-голосование за инициативы в области благоустройства. По данным агентства, на территории субъектов РФ реализуется множество практик инициативного бюджетирования, основным принципом которых является проведение конкурсного отбора общественных инициатив по утвержденным критериям оценки. Голосование на базе цифровой платформы позволит повысить эффективность и прозрачность отбора этих инициатив.

Марина Шаповал считает, что инициативу по цифровому голосованию нужно оставить: "Есть проблема - либо вопросы, выносимые на подобные голосования, не столь значимы, например выбор названия объекта, либо при важных голосованиях, которые проходят офлайн, происходит фальсификация результатов".

"Необходим стандарт, который обеспечит прозрачность инициативного бюджетирования. Если голосования будут оцифрованы по единому стандарту и будут проводиться во всех регионах и муниципалитетах по большему количеству аспектов, это будет история, которая минимизирует действия чиновников, но обеспечит единообразие", - считает Марина Шаповал.

Электронный сервис безопасных сделок с недвижимостью и цифровое общественное управление средствами на ЖКХ

Эксперты АСИ отмечают, что эта идея направлена на создание в государстве бесплатного единого электронного сервиса, позволяющего сформировать общее информационное поле между государством, содействующим созданию условий для совершения прозрачных сделок с недвижимым и движимым имуществом, и гражданами, выступающими добросовестными приобретателями такого имущества. Результаты, которые выделило Агентство стратегических инициатив, - это обеспечение граждан компетентной информацией при совершении сделок, а также повышение безопасности сделок.

Владимир Шутенко, член Совета предпринимателей Москвы, отметил, что в системе Росреестра уже можно запросить информацию для подтверждения сделок, поэтому стоит снова вернуться к вопросу бесшовности и совместимости с порталом "Госуслуги".

Цифровое общественное управление средствами на ЖКХ и капитальные расходы

Эта инициатива направлена на создание цифрового инструмента управления и общественного контроля распределения средств ЖКХ РФ и фонда капитального ремонта; ожидаемый результат после внедрения - эффективное распределение целевых средств на улучшение жилищных условий и повышение удовлетворенности граждан.

Владимир Шутенко считает, что предлагаемая идея снова дублирует сервисы, которые уже есть. По его словам, есть сервис "Электронный дом", который фиксирует каждое домовладение, квартиросъемщиков, в рамках него происходит распределение по квартирам - там можно проголосовать, но туда стоит добавить отчетность.

Сергей Гроссет, вице-президент по стратегии Ассоциации цифровой трансформации, считает, что все системы для участия граждан в управлении средствами в области ЖКХ зависят от самих жильцов, инициативной группы жильцов дома или района: автоматизированные системы уже существуют, осталось только начать ими пользоваться.

Как отметили представители Агентства стратегических инициатив, в рамках форума "Сильные идеи для нового времени" и направления "Эффективное государство" все желающие могут предложить идею по цифровизации госуправления до 31 января 2024 г. Для этого нужно перейти на крауд-платформу: "идея.росконгресс.рф".

Новости из связанных рубрик