Маким
Белоус
16.02.2024

Продолжение

https://www.comnews.ru/content/231586/2024-02-15/2024-w07/1009/mincifry…

Продолжаем публиковать ответы Минцифры на вопросы ТПП.

О здоровой конкуренции

Торгово-промышленную палату РФ живо интересует, каким образом будет функционировать механизм введения преференций для системно значимых компаний — в той вполне реалистичной ситуации, когда несколько компаний одного класса одновременно соответствуют предъявляемым требованиям (качественным показателям).

Минцифры в ответ информирует о подготовленном проекте федерального закона № 293499-8 "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"", который призван будет закрепить понятие "системно значимый разработчик" российского программного обеспечения. Предполагается, что к таким разработчикам отнесут компании, с которыми правительством РФ заключено соглашение, подразумевающее разработку и/или развитие ПО и ПАК. Системно значимые разработчики должны будут, по замыслу авторов законопроекта, иметь преимущество при участи в закупках, осуществляемых в соответствии Федеральным законом от 18.07.2011 No 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Если же свои предложения на запрос о закупке вносят одновременно являются несколько системно значимых разработчиков, заказчику предоставят право самостоятельно выбирать, с каким из поставщиков заключать договор, — исходя из наиболее подходящих для него технических характеристик программного обеспечения и (или) стоимости лицензий. Таким образом, заведомая однозначность выбора по критерию самой низкой из предложенных цены в данном случае исключается: заказчик волен сам решать, что для него важнее, — стоимость лицензии или функциональные возможности продукта.

Без правовой волокиты

Участники Торгово-промышленной палаты сетовали в своём обращении к Минцифры на то, что сроки рассмотрения заявлений ИТ-компаний в Роспатент на регистрацию интеллектуальной собственности могут составлять более 6 месяцев — и предлагали сократить их до 1 месяца.

В ответ Минцифры порекомендовало разработчикам использовать в качестве альтернативы регистрации прав на программы для ЭВМ в Роспатенте свидетельство РЦИС. Имеется в виду общероссийская общественно-государственная организация "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности", учреждённая Минцифры России и Ассоциацией "Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности". Указом № 378 и Уставом РЦИС на эту организацию возложены функции оператора общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры — сети РЦИС.РФ. Именно там содержатся данные, отображающие "жизненный цикл" результатов творческой деятельности, причём информация вносится, подтверждается и хранится независимо всеми участниками.

В любой момент данные по конкретному объекту интеллектуальной собственности можно извлечь, преобразовав их в отдельный документ, подтверждающий регистрацию в сети РЦИС.РФ, — свидетельство РЦИС. Автор, правообладатель результата творческой деятельности, сведения о котором ещё не содержатся в сети РЦИС.РФ, может внести такие данные самостоятельно. Таким образом РЦИС обеспечивает ускоренную процедуру регистрации результатов интеллектуальной деятельности. Получение Свидетельства РЦИС доступно на портале сети РЦИС.РФ в сети Интернет по адресу.

Не пойман — не параллельный

Как известно, в отношении ИТ-устройств, ввозимых по схеме параллельного импорта, должно действовать постановление правительства РФ № 1867 об обязательной предварительной установке программ на технически сложные товары. Однако, задалась вопросом Торгово-промышленная палата, как быть, если сам изготовитель такую предварительную установку не осуществил, и на территории России отсутствуют лица, уполномоченные им на осуществление предварительной установки программ?

Минцифры разъяснило, что согласно пункту 4.1 статьи 4 продолжающего действовать Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" продавцы отдельных видов технически сложных товаров при продаже по-прежнему обязаны обеспечить потребителю возможность использовать устройства с предварительно установленными программами, — и исключений для продавцов устройств, завезённых в РФ по "параллельному импорту" не предусмотрено.

Вместе с тем, в настоящее время — по крайней мере, на весь 2024 г. — действует запрет на осуществление контрольными (надзорными) органами как плановых, так и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, введённый постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Так что, прямым текстом говорится в ответе, "привлечение к административной ответственности как производителей технически сложных товаров, завезённых в Российскую Федерацию по "параллельному импорту" без предварительно установленных российских программ, так и продавцов таких товаров в настоящее время не осуществляется".

Чем Интернет хуже ТВ и радио?

Представители торгово-промышленной палаты поинтересовались у Минцифры, как оно относится к предложению российской медиаотрасли уравнять в правах Интернет с ТВ- и радиовещанием в возможностях размещения рекламы?

Данный вопрос, лаконично ответило ведомство, планируется рассмотреть в рамках разработки проекта Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2024-2035 гг.

Микромаркировке быть

Торгово-промышленная палата осведомилась также об отношении Минцифры России к инициативе об освобождении от маркировки рекламы в Интернете, с одной стороны, микро- и малых предприятий, а с другой — сетевых изданий, включённых в реестр РКН и зарегистрированных СМИ.

В ответ было указано на правовые основания маркировки рекламных сообщений и их официальные разъяснения; в частности, методический материал ФАС России по квалификации информации, размещаемой в сети Интернет в качестве рекламы, краткую инструкцию Роскомнадзора по предоставлению информации о рекламе и рекомендации по размещению идентификатора рекламы.

Минцифры со ссылкой на экспертов индустрии подчеркнуло, что маркировка рекламы, размещаемой в сети Интернет, не является фактором, препятствующим запуску рекламных кампаний, а вложения рекламодателей в Интернет-рекламу в 2023 г. увеличились на 29% и достигли 134,1 млрд руб. При этом всеми ОРД разработаны обучающие материалы по предоставлению информации о маркировке Интернет-рекламы, а ОРД "ВК Рекламные технологии" и "Яндекс ОРД" оказывают пользователям услуги по передаче информации о рекламе, размещённой в сети Интернет, и присвоению идентификатора рекламы на безвозмездной основе.

Новости из связанных рубрик