17.04.2024

16 апреля 2024 года в рамках презентации итогов ежегодного панельного исследования "Монитор технологий" РДТЕХ представил Технологическую карту российского ПО 2023 года. Исследование проводилось в партнерстве с сообществом цифровых управленцев "яИТы".

В ходе онлайн-встречи аналитики "Монитора технологий" рассказали о трендах российского ИТ-рынка, о стратегиях компаний в условиях санкций, о ходе проектов импортозамещения, об использовании инновационных технологий.

В 2023 году в исследовании приняли участие более 130 экспертов, представляющих компании различных отраслей.


В 2023 году кроме ИТ-специалистов в исследовании приняли участие HR-директора и специалисты по управлению талантами.

Аналитики "Монитора технологий" отметили рост объемов ИТ-рынка по итогам 2023 года в объеме 25-30% по сравнению с показателями 2022 года в рублевом эквиваленте.

"Бизнес-потребности заказчиков только растут. Объективные процессы цифровизации нельзя остановить, это тренд более высокого порядка нежели импортозамещение", –отметила генеральный директор РДТЕХ Светлана Иванова.

Согласно данным исследования, большинство российских вендоров – 95%, расширили клиентскую базу. 78% сообщили о росте выручки от 40% до 200%.

Столь значительный рост обусловлен процессами импортозамещения ПО. 17% респондентов отметили, что уже полностью поменяли ПО на российское. 55% компаний выделили бюджеты на импортозамещение. 15% имеют утвержденную стратегию в этой области.

Формируется прагматичный взгляд игроков рынка на перспективные технологии, в топе которых – ИИ, роботизация, BigData. Проводится комплексная оценка эффективности ИИ, включая затраты на вычислительные мощности и стеки данных, необходимые для обучения моделей, а также оцениваются возможности применении генеративного ИИ в различных сферах, в том числе для разработки.

Согласно данным "Монитора технологий", порядка 14% вендоров считают использование AI конкурентным преимуществом. Умные системы развиваются и дешевеют, и более 30% компаний планирует использует перспективных технологий для взаимодействия с клиентами, 17% реализует их в процессах, связанных с обработкой большого количества типовых документов – в бухгалтерии, логистике, управлении проектами.

Санкционные события изменили роль ИТ-служб и подразделений. Существенно расширилась зона ответственности, включающая оптимизацию всего бизнеса, повышение его эффективности, безопасности, внедрения инноваций, планирования бюджетов, вопросы обеспечения персоналом.

28% опрошенных назвали собственные ИТ-службы лидерами цифровой трансформации. Взаимоотношение руководства с ИТ-отделами развивается в сторону бизнес-партнерства.

В соответствии с методологией исследования участниками Технологической карты становятся вендоры, программное обеспечение которых упоминается экспертами в процессе интервью как используемое или планируемое к применению в ближайшее время. Место на карте определяется по совокупности факторов: упоминаемость в СМИ, обозначение экспертами в процессе интервью, информация о реальном использовании ПО, соответствие ПО заявленным техническим характеристикам.

По итогам 2023 года количество вендоров, включенных в Технологическую карту российского ПО по итогам исследования выросло в 2023 году более чем в 2 раза, что свидетельствует о развитии рынка российского ПО и практическом интересе компаний к его использованию.


"Позиции лидеров на карте существенно не изменились. Тем не менее, в ряде случаев изменилось расположение вендоров относительно друг друга. Перемещение на более низкие позиции не всегда говорит об ухудшении показателей бизнеса, а свидетельствует о том, что другие участники показывают более динамичный рост в борьбе за лидерство. Также изменение позиций может говорить о диверсификации бизнеса вендора, трансформации бизнес-модели, развитии новых направлений и продуктов", – отметил главный методолог и аналитик проекта, директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин.

Игроки рынка, стабилизировав ситуацию с бизнес-критичной инфраструктурой и безопасностью начали оценку возможностей замещения других классов продуктов с целью оптимизации и повышения эффективности бизнеса. Среди таких продуктов коммуникационные средства и ВКС, BI, системы автоматизированного проектирования и управления промышленным оборудованием, офисное ПО.

Выводы, представленные в рамках мероприятия, подтвердили и дополнили представители вендоров – лидеров технологической карты.

"Если сравнивать российский BI и соответствующие западные решения, то порог входа в проект иностранного вендора намного ниже, чем у отечественного. Около пяти лет назад мы задумались над этим, и стали устранять противоречие, что и позволило нам занять определенную долю рынка", – рассказал менеджер по развитию бизнеса Visiology Алексей Носач.

"ИТ-игроки разделились на две группы. Одни считают, что нужен осознанный и планомерный уход от западных решений, построение программ миграции без ажиотажа. Другие ждут дополнительного появления регулирующих актов, которые будут подталкивать компании к импортозамещению", – констатировала директор по цифровому развитию РАНХиГС, куратор проекта "Лаборатория идей" Сообщества цифровых управленцев "я-ИТ-ы" Людмила Трофимова.

"В числе трендов будущего – линуксолизация, которая начиналась с отдельных проектов. Теперь вендоры начинают создавать честные кроссплатформенные решения, которые рассчитаны на набор российских операционных систем. То же самое делаем и мы, ориентируясь на "Астру", "Альт" "РЕД ОС", на них тестируем практически все наши продукты", – сообщил советник генерального директора Content AI Олег Сажин.

"Кроме самого продукта важна экосистема. Это не просто портфель решений вендора, сюда входит комьюнити, база знаний, обучающие мероприятия, партнерская сеть. По нашей практике, когда вендор транслирует несколько продуктов, выгоду получает как конечный клиент, поскольку у него снижается стоимость владения, так и партнер, имеющий возможность внедрять разные продукты внутри одного заказчика, и, конечно, сам вендор – у него есть обратная связь и экспертиза по клиентам", – отметил коммерческий директор PIX Robotics Вячеслав Мусолов.

Более 30% вендоров сегодня рассматривают построение экосистемы решений, 52% отмечают формирование конкурентной среды. До 2030 г. рост отечественного ИТ-рынка будет опережать ВВП РФ и стабилизируется в диапазоне 10%-12%, отметили аналитики РДТЕХ.

О "Мониторе технологий"

"Монитор технологий" – аналитическое направление, созданное в целях формирования объективных ориентиров в отношении выбора санкционно независимого программного обеспечения.

Направление основано профессионалами компании РДТЕХ, которые имеют более чем 20-ти летний опыт работы с ИТ-продуктами различных вендоров и открытым ПО в интересах системообразующих компаний.

Сбор и анализ информации систематически осуществляется аналитиками "Монитора Технологии" на основании собственной методологии Business Value Engineering (BVI), основанной на лучших практиках международных исследователей.

Преимущества подхода BVI заключается в том, что мы собираем информацию от всех участников рынка (вендоров, интеграторов, функциональных пользователей, ИТ-профессионалов, ИТ-директоров), а также проводим тестирование технических характеристик ПО. Итогом нашей работы являются аналитические материалы и обзоры, а также отчет о ежегодном панельном исследовании рынка, включая Технологическую карту российского ПО.

Наш сайт:

www.monitor-tech.ru

Технологическая карта российского ПО

Технологическая карта российского ПО - графическое отображение ситуации на рынке, позволяющее оценить возможности продуктов и самих производителей.

Актуальная Технологическая карта готовится по итогам ежегодного панельного исследования

По итогам анализа собранной информации, эксперты оценивают качество и возможности программного обеспечения, а также характеристики разработчика в части работы с рынком: известность и распространенность его продуктов.

На основе оценки по ключевым параметрам вендоры и решения разбиваются на 4 группы: лидеры, претенденты, провидцы и нишевые игроки.

Лидеры – вендоры или решения, которые наиболее известны и распространены на рынке в данный момент. Производитель или решение, вошедшие в группу лидеров, не всегда являются наиболее приемлемыми для конечного потребителя, поскольку потребности клиентов значительно отличаются.

Провидцы – наиболее явные кандидаты на попадание в группу лидеров. Это вендоры, в данный момент, инвестировавшие в наиболее востребованные технологии и решения, основанные на таких технологиях. Уровень их известности достаточно высок. Для попадания в группу лидеров требуется масштабирование продукта или маркетинговые усилия.

Нишевые игроки – производители и решения достаточно хорошо известные в распространенные в отдельных сегментах рынка. Как правило, их движение в сторону лидерства требует развития технологического потенциала.

Претенденты - вендоры или решения, обеспечившие соответствие базовым потребностям рынка. Потенциал из развития находится в стадии формирования.