Image by Freepik
С начала 2024 г. маркетплейсы заблокировали более 2 млн карточек товаров из-за жалоб правообладателей. Это произошло в рамках сотрудничества маркетплейсов с правообладателями и продавцами для борьбы с контрафактной продукцией - соответствующий документ появился в прошлом году. За это время к нему присоединились четыре маркетплейса и 20 правообладателей.
Анна
Швецова
© ComNews
22.04.2024

Статистику привела Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркет" и "AliExpress Россия" заблокировали 2 066 806 карточек товаров за I квартал 2024 г. Большинство заблокированных карточек относились к электронике, светотехнике, строительным инструментам, косметике и спортивной одежде.

"Добросовестные практики по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках предотвращения реализации контрафактной продукции" - документ, закрепляющий практики по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами для борьбы с контрафактными товарами. Его в июле 2023 г. разработали Некоммерческое партнерство "Объединение корпоративных юристов России" (ОКЮР), ФАС, маркетплейсы и правообладатели.

Всего с момента подписания документа маркетплейсы заблокировали 4 498 816 карточек товаров. Блокировка происходит после анализа жалоб правообладателей, результатов экспертиз, контрольных закупок и проверки документов, которые подтверждают происхождение товаров.

Также документ рекомендует правообладателям использовать личный кабинет бренда для выявления подозрительной продукции и прямого взаимодействия с продавцом. Кроме того, в "практиках" перечисляются "красные флажки", которые должны насторожить маркетплейсы: низкая цена товара, множество возвратов из-за плохого качества, наличие у продавца нескольких предложений одного и того же артикула товара и др.

"По итогам реализации практик ОКЮР обобщаются проблемы и предложения, связанные с их применением. В частности, ОКЮР готовит "белую книгу", которая включит наиболее эффективные примеры использования практик", - заявил представитель пресс-службы ФАС ComNews. По задумке, "белая книга" на реальных примерах покажет, как эффективно бороться с контрафактом. Кроме того, ведомство сообщило, что планирует распространить эти практики на страны СНГ.

Представитель пресс-службы Ozon рассказал корреспонденту ComNews, что маркетплейс для борьбы с контрафактом проверяет карточки товара вручную и с помощью моделей машинного обучения, использует нейросети, изучает отзывы клиентов, использует "кабинет бренда". Продавцы перед выходом на Ozon обязаны иметь необходимые документы.

На Wildberries действует сервис "Цифровой арбитраж" - с помощью него правообладатели могут напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар. Если продавец не может их предоставить, маркетплейс скрывает товары. Об этом рассказал представитель пресс-службы маркетплейса ComNews. Также на Wildberries есть товары с отметкой "Оригинал" и работает фильтр с товарами, подлинность которых подтверждена.

Также с декабря 2023 г. Wildberries сократил срок для ответа на обращение правообладателя с 30 дней до 10: если продавец не отвечает на обращение владельца бренда в течение этого времени, карточки его товаров могут быть заблокированы автоматически. "Десятидневный срок для ответа на обращение правообладателя позволяет ускорить процесс удаления неоригинальных товаров с площадки, защищает клиентов от покупки контрафакта, а добросовестных предпринимателей - от потери дохода", - объяснил представитель пресс-службы Wildberries.

"Яндекс Маркет" и "AliExpress Россия" не ответили на запрос.

Почему не все присоединились к инициативе

За полгода к документу присоединились четыре маркетплейса (Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркет" и "AliExpress Россия") и 20 правообладателей (L’Occitane, Unilever, Nestle и др.).

Руководитель по взаимодействию с государственными органами Lamoda Александр Перекрест считает, что для Lamoda проблема с контрафактными товарами нехарактерна, поэтому маркетплейс не присоединяется к документу.

"Чтобы товар попал на площадку, сначала мы должны убедиться в его оригинальности. Для этого мы предварительно проверяем партнеров и их документы на товары", - рассказал Александр Перекрест.

Оценить реальный объем нелегальной продукции на маркетплейсах сложно из-за ее скрытого характера и постоянно меняющихся каналов распространения, объяснил директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков.

Он считает, что не все маркетплейсы присоединились к реализации "практик" по разным причинам: несоответствие систем проверки требованиям документа, недостаточные ресурсы для его выполнения. "Возможно, некоторые площадки уже разрабатывают собственные методы борьбы с контрафактом, которые считают более эффективными", - добавил Кабаков.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов обратил внимание, что документ, с одной стороны, позволяет выявлять контрафактную продукцию и защищает потребителей, а с другой - противоречит разрешенному в стране параллельному импорту, когда речь идет о жалобах правообладателей.

Новости из связанных рубрик