Цифровая "Почта России": польза народу или блеклая перспектива
Миколенко корреспондент ComNews.ru
"Почта России" взяла уверенный курс на цифровое развитие: QR-коды на получение посылок, цифровые марки, открытые ПВЗ, синхронизация с маркетплейсами, цифровая оферта вместо бумажного договора. Однако кони до сих пор вязнут на переправе, и обычные посылки так и остаются неполученными. Приедет ли почтальон Печкин на велосипеде с письмом или посылкой вовремя? В чем останется изюминка "Почты России", если она станет частью цифрового потока?
Времена меняются
25 июня АО "Почта России" провело пресс-конференцию под названием "Нам важен каждый". Про почтальонов и сотрудников отделений руководство вспомнило: 115 тыс. сотрудников получили прибавку к зарплате на 22% в 2023 году. Само предприятие сократило убыток за год в четыре раза - с 27 млрд рублей в 2022 году до 7 млрд рублей в 2023-м. Выручка от услуг, предоставляемых маркетплейсам, выросла у почты на 70% за год. Хотя годом ранее "Почта России" предложила взимать с владельцев маркетплейсов и других участников рынка электронной интернет-торговли в пользу почтового оператора инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота товаров. Игроки рынка расценивали предложение "Почты России" как желание создать дополнительный источник прибыли "из воздуха", обложив участников российского рынка интернет-торговли еще одним косвенным налогом. Когда корабль тонет, так и хочется еще зачерпнуть. Схема с монголо-татарскими выплатами по стране не сработала. Осенью 2023 года Мишустин не принял идею, хотя Минцифры выступало за, а в феврале 2024-го у сенаторов законопроект снова оказался на столе (пока на паузе).
https://www.comnews.ru/content/226305/2023-05-24/2023-w21/pochta-rossii-protiv-marketpleysov
"Почта России" подумала в 2024 году немного и о людях, введя получение посылки через QR-код, сократив время ее получения до 30 секунд, а время отправления с семи минут до полутора. "За 2023 год более 55% посылок и 14% писем оформлялись в онлайн-канале. Исключили 35 бумажных процессов у сотрудников и операторов, на 40% больше уведомлений доставлялось гражданам в онлайн-формате, и таким образом получилось сократить потребление деревьев в два раза и сохранить 36 тысяч экземпляров", - сообщил заместитель генерального директора "Почты России" Максим Цыпин.
Сроки доставки
Пользователей почты всегда волновали сроки доставки посылок и писем. 10 лет назад посылка от Москвы до Оренбургской области доходила за одну-две недели. С 13 июня 2024 года "Почта России" обновила сроки доставки по стране. Я решил проверить 25 июня, за сколько времени дойдет письмо по Москве. Я спросил у оператора в отделении: "Отличается ли сроком доставки EMS от обычной"? (EMS - Express Mail Service - международный сервис экспресс-доставки почтовой корреспонденции). Она сказала: "Нет".
Заявленные сроки по Москве составляют один день. "Почта России" доставила мое письмо за 23 часа. Сразу вспоминаю сериал "Домашний арест", в котором главным лозунгом депутата было "Все говорят - а я делаю". Хотя в 2022 году Минцифры издало новый приказ, которым утверждены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции. Между Москвой и Москвой средние контрольные сроки составляли два-три дня. Выходит, что прогресс налицо, точнее на почте.
Другая сторона медали
Если сравнивать современные актуальные сроки, то можно увидеть, что сообщения Сочи - Владикавказ будут доставляться от трех до пяти дней, Москва - Владикавказ два-четыре дня, Липецк - Владикавказ - один-три дня. Посылка из Петропавловска-Камчатского до Владикавказа прибудет за 25-27 дней в обычной доставке (данные из таблицы "Почты России": "Изменение контрольных сроков пересылки посылок нестандартных в том числе с отметкой "негабаритная" (в том числе внутренних почтовых отправлений "Посылка онлайн" и "Посылка легкий возврат") с 13.06.2024).
Средние сроки доставки от Нальчика до Владикавказа составляют от одного до трех дней (116 км по дороге), а от Нальчика до Моздока - четыре - шесть дней (106 км). Странным образом выходит, что сроки доставки между двумя близлежащими населенными пунктами даже в 2024 году остались длиннее, нежели между двумя крупнонаселенными.
22 года назад замглавы Минсвязи Александр Киселев, который курировал "Почту России" (а впоследствии стал ее гендиректором) в интервью говорил: "Мы не можем удовлетвориться официально утвержденными сроками прохождения почтовых отправлений, которые разительно отличаются от нормальных сроков работы почты за рубежом. Я убежден, что на территории России даже простое, самое дешевое письмо может идти не более трех-четырех дней: любое расстояние на магистральном тракте покрывается за сутки авиацией, а далее любая внутриобластная доставка занимает не более двух суток. Даже с учетом того, что мы применяем гужевые повозки, собачьи упряжки, снегоходы, лыжи и велосипеды".
Прошло 22 года, но изменилось не все. Зона покрытия почтовых отделений все еще не составляет 100%-ное значение, а "Почта России" только начала внедрять искусственный интеллект в разработку быстрых маршрутов для доставки почты.
Хотя Михаил Волков также говорил, что, по данным Всемирного почтового союза, Россия - одна из лидеров по цифровизации. Я задал ему вопрос: "Будете ли вы переводить народ, который пользуется вашими услугами в виде бумажной корреспонденции, в электронный вид для сокращения расходов на доставку и увеличения прибыли"? Он ответил: "Да".
Но не все люди захотят, как под копирку, перейти на электронный формат. Дорогая "Почта", вам еще "важен каждый"?
Если "Почта России" станет идеальной, то куда денутся старые добрые анекдоты про "Почту России"?
10 июля - День российской почты. На самом деле он 29 февраля, просто немного запоздал.
Или вот еще один:
- Виктор Семенович, мы доставили для вас посылку!
- Я не Виктор Семенович. Я его внук.
Антикризисная программа
14 мая министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев сообщил, что "Почте России" нужна антикризисная программа. Министр ранее говорил, что Минцифры планирует в I квартале 2024 года представить в правительство РФ стратегию развития "Почты". Документ уже разработан и обсуждается с членами совета директоров, говорил позднее гендиректор почтового оператора Михаил Волков (25 июня сообщил, что неделю назад руководство "Почты России" утвердило бизнес-план на 2024 год).
Из озвученных планов я услышал, что большой фокус "Почта" возьмет на цифровизацию. Меня это немного расстроило. В 2023-м 67 млн писем граждане оплатили с применением знака онлайн-оплаты, или электронной марки. "Почта России" больше не даст облизать марку", - подумал я. Это еще можно пережить, а как же старики и любители коллекционки, которые больше не получат новые эксклюзивные марки? Вдобавок такая электронная стратегия может оказаться убытком в погоне к "надежно, быстро и доступно".
Закрыто на ремонт
У "Почты России" 38 тысяч отделений. В октябре 2023-го Минцифры предложило провести ремонт отделений "Почты России" за счет маркетплейсов. По данным ведомства, у "Почты России" 28 тысяч почтовых отделений в малых населенных пунктах с численностью жителей менее 5000 человек, а до 2030 года нужно время, чтобы отремонтировать 18,7 тысячи из них.
В сообщении "Почты России" сказано, что завершилась программа ремонтов сельских отделений в 2023 году, которую компания проводила во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина: "За уходящий год почта обновила 1282 отделения, расположенных в сельских и удаленных территориях. Модернизация сельских отделений шла по двум направлениям: ремонт помещений и расширение доступности услуг для жителей".
По итогу 25 июня Михаил Волков сообщил, что за счет личных средств "Почта России" отремонтировала более 200 отделений, более 400 восстановила и открыла 60 новых. Путем сложения получается более 660 отделений. Сложно представить, куда делись более 462 отделения. Правда, Максим Цыпин говорил, что компания в 2023 году открыла 319 пунктов выдачи заказов с товарами различных маркетплейсов в качестве отделений.
Мораль сей басни такова
Во многих новостройках открывают один за другим алкогольные магазины, продуктовые, школы и детские сады, а про почту иной раз забывают. Даже в крупных городах. Вы не удивляйтесь, если однажды какой-нибудь очень сочувствующий депутат разработает законопроект, и мы на Первомай пойдем всей страной ремонтировать или открывать отделения "Почты России". Поэтому если когда-нибудь вы увидите меня с лопатой, копающего новое отделение для "Почты России", - вставайте рядом, ведь только всей страной мы справимся.
"Почте России" предстоит большой путь не только в направлении ремонта и цифровизации. Раз руководство компании взяло курс на стратегию "Нам важен каждый", остается только наблюдать, будут ли это слова или действие и позволят ли условия улучшенной логистики успевать почтальону Печкину с посылкой даже до самого дальнего села нашей необъятной страны.
https://www.comnews.ru/content/233955/2024-06-26/2024-w26/1008/pochta-rossii-uskorilas