Начинается новый учебный год, но не только дети и подростки вновь пойдут за новыми знаниями. В наше время популярна концепция обучения длиною в жизнь, поэтому пока младшее поколение будет решать задачи по математике, их родители будут проходить очередные курсы счастливой жизни и идеального родителя в интернете. Депутаты обеспокоены, что в Сети можно купить любые курсы: от марафона по исполнению желаний до правильного чтения карт таро. Они предлагают лицензировать образовательную деятельность блогеров. Эта инициатива подсвечивает множество вопросов: о цензуре, унификации образования, льготном налогообложении, невозможности зарегулировать весь интернет и о праве инфомошенников давать людям волшебную таблетку, которая им так нужна.
Этой осенью грядет значимое регулирование блогосферы. Пока мы не знаем точно, что именно привнесут новые законопроекты, но о некоторые инициативах депутаты рассказали. На прошлой неделе Рособрнадзор поддержал инициативу, согласно которой блогеры могут начать разрабатывать и утверждать курсы и тренинги по федеральным государственным стандартам российского образования (ФГОС). Преподносится этот закон как защита пользователей от некачественного образования в интернете и инфомошенников, таких как Елена Блиновская и Аяз Шабутдинов.
Для борьбы с инфомошенниками депутаты Петр Толстой и Яна Лантратова инициировали создание рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в блогосфере. В публичном поле о регулировании блогеров чаще говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова - и она высказывается о происходящем в интернете уже много лет. Например, в прошлом году она предложила выдавать играм, как кинофильмам, прокатные удостоверения.
А теперь к сути инициативы. "В интернет-пространстве участились случаи некачественного предоставления образовательных услуг, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП), не имеющими соответствующей лицензии, когда образовательную деятельность подменяют откровенным мошенничеством, предоставлением околонаучных знаний или знаний, противоречащих современной науке, а также духовно-нравственным ценностям", - цитируют "Известия" ответ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Яне Лантратовой по итогам обсуждения вопросов проблемы с информационным бизнесом.
Рособрнадзор также считает нужным создать реестр ИП, физических и юридических лиц, которые имеют право вести тренинги и семинары.
"В связи с тем, что к обсуждаемым образовательным программам не применяются требования ФГОС, целесообразно рассмотреть вопрос о разработке примерных программ, на основании которых организации или ИП будут обязаны разрабатывать и утверждать образовательные программы, реализуемые в интернет-пространстве в рамках дистанционного обучения", - также предлагает ведомство.
Яна Лантратова несколько раз в защиту инициативы предъявляла аргумент, что инфомошенники из-за ахиллесовой пяты закона пользуются упрощенной системой налогообложения. И это, действительно, так.
Лицензию на преподавание выдается тем, кто ведет образовательную деятельность.
"Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ", - закон "Об образовании в Российской Федерации". В положении о лицензировании указаны программы, для обучения которым нужна лицензия. Там же прописаны требования к образовательным программам.
Лицензию выдает, проверяет и аннулирует Рособрнадзор. ИП и самозанятые, чтобы работать в сфере образования, зачастую иметь лицензию не обязаны, за исключением некоторых случаев (например, если у ИП есть штат сотрудников). Но в то же время они пользуются упрощенной системой налогообложения. Депутаты хотят, чтобы все, включая ИП и самозанятых, кто занимается образовательной деятельностью, получали лицензию. Можно предположить, что изменения в законодательстве повлияют не только на блогеров, но на всех.
Чтобы получить лицензию, надо обратиться в Рособрнадзор, пройти все проверки, согласовать программу и заплатить госпошлину 7500 рублей. При этом в некоторых случаях лицензию нужно переоформлять: например, если изменился перечень образовательных программ и в других случаях. За переоформление лицензии нужно заплатить госпошлину 750-3500 рублей.
При этом речь не идет о том, чтобы обязать вообще всех блогеров получать лицензии: депутаты предлагают разграничить образовательную деятельность и информационно-консультационные услуги. Сейчас де-юре четкого разделения этих понятий нет. Но де-факто к критериям образовательной деятельностью чаще всего относят наличие штата сотрудников, обучение по программе и выдача документов об образовании. Предполагается, что те, кто будет заниматься информационно-консультационной деятельностью, не будут иметь права на льготное налогообложение. А те, кто занимаются образовательной деятельностью, по-прежнему будут иметь эти преференции.
По словам Яны Лантратовой, лицензия поможет пользователям ориентироваться в интернет-пространстве: дескать, подписчики точно будут уверены, что курс по наращиванию ногтей у любимого блогера сделан по ФГОС и, значит, он качественный.
В частности, депутат сетовала, что многие интернет-репетиторы ведут занятия без лицензий. В интернете, действительно, очень много преподавателей, которые готовят школьников к ЕГЭ и ОГЭ, помогают освоить школьную программу, да и вообще обучают даже взрослых людей - например, иностранным языкам. Яна Лантратова считает, что образовательной деятельностью должны заниматься профессионалы, имеющие лицензию и диплом.
В том, что все желающие получат лицензии, опубликуют их в блогах и после поднимут цены на услуги, ничего плохого нет. Но вопрос в том, правильно ли обязывать это делать каждого? Еще очень важный вопрос - чем, согласно новым критериям, будет отличаться образовательная деятельность и информационно-консультационные услуги.
Если образовательная деятельность станет понятием широким, то не попадут ли под него молодые репетиторы, зачастую студенты, которые подрабатывают в свободное от учебы время? Составление программ, согласование их с Рособрнадзором и плата госпошлин может затруднить их работу. У студентов еще нет законченного высшего образования, и качество их услуг, действительно, может быть не очень хорошим, но родители, которые их нанимают для детей, это наверняка понимают. Часто решающей оказывается цена - не все могут позволить дорогого педагога с лицензией. А тот, кто будет получать лицензию, наверняка будет назначать цену намного выше, ведь он вкладывает в лицензию и деньги, и силы.
А если образовательная деятельность будет узким понятием, то не получится ли так, что инфомошенники будут доказывать, что оказывают информационно-консультационные услуги? Тогда закон лишит инфомошенников возможности пользоваться льготным налогообложением, но они смогут беспрепятственно продолжать обманывать подписчиков - а ведь именно с этим, по словам депутатов, законодатели пытаются бороться.
И еще стоит понимать, что многие вообще работают вне правового поля - не оформляют ни самозанятость, ни ИП, ни юрлицо, а просто принимают деньги на карту или наличными. И таких людей - целый интернет. Конечно, самые крупные блогеры типа Елены Блиновской у всех на виду, но более мелкие организаторы курсов по исполнению желаний и чтению будущего по картам останутся незамеченными. Каждого не поймаешь и не отведешь в суд.
Тогда все это похоже на борьбу с ветряными мельницами - это сделает работу некоторых мошенников менее выгодной, но глобально не решит проблему. Депутаты и сами это понимают и признают, поэтому предлагают создать саморегулируемую организацию блогеров, которые будут выявлять недобросовестных "педагогов". Но и тут такой же принцип - всех не переловишь, особенно в интернете. Да и кто будет считаться добросовестным блогером, а кто - нет? Не окажется ли так, что в списках будет много людей, попавших туда несправедливо?
Кроме этого, к грядущему законопроекту возникает еще ряд вопросов. Как будут разрабатываться примерные государственные программы по всем курсам, которые есть в интернете: от коучинга до правильного нанесения макияжа? Насколько сильно будет вмешательство Рособрнадзора в программу курса: останутся ли в онлайн-курсах авторские формы обучения, не будет ли все образование одинаковым? Станут ли блогеры соблюдать программу, которую согласовали с ведомством?
И еще аспект: действительно, некоторым пользователям важно, чтобы преподаватель был проверен. Но некоторых это, наоборот, оттолкнет: ведь вера в чудо - неиссякаема. Важно было бы аудитории Елены Блиновской, есть у королевы марафонов лицензия от Рособрнадзора или нет? Многие пользователи, несмотря на старания ведомств и депутатов, все равно побегут к следующей Елене Блиновской за консультационно-информационной услугой, чтобы узнать, как разбогатеть за три дня. И, как бы страшно это ни звучало, имеют на это право. Если человек сам обманываться рад, то почему нет - лишь бы это не угрожало его жизни и не грозило полным разорением.
Пора признать, что в эпоху интернета запретить людям получать какую-либо информацию практически невозможно. Инициатива по выдаче лицензий - это скорее борьба с симптомами, а не с проблемами. Она может быть в чем-то полезна, но не глобально. Единственное, что может помочь в наше время, - разговоры с людьми, пропаганда научного мировоззрения. На федеральном канале ТНТ все еще идет "Битва экстрасенсов", которая популяризирует слепую веру в чудо побольше любого блогера. На других государственных каналах в качестве экспертов на вечерние шоу до сих пор приходят гадалки. И с ними никто не борется - наверное, потому, что они "ручные", безопасные, их в любой момент можно "из телевизора" выгнать, а с интернетом так не получится.